МАК снял с России ответственность за гибель Качиньского

Причиной авиакатастрофы под Смоленском названо решение экипажа садиться во что бы то ни стало под давлением высокопоставленных пассажиров.
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Непосредственной причиной катастрофы самолета Ту-154М президента Польши Леха Качиньского и гибели 96 человек под Смоленском 10 апреля прошлого года стало решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а прямой предпосылкой этого решения - психологическое давление высокопоставленных пассажиров на экипаж, резюмировала председатель Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяна Анодина отчет о расследовании авиакатастрофы.

Сегодня МАК провел официальную процедуру передачи «Окончательного отчета по результатам расследования катастрофы самолета Ту-154М, бортовой номер 101 Республики Польша» - документ отправлен в адрес уполномоченного представителя Польши через ее посольство в России. После этого состоялась пресс-конференция.

Причины катастрофы

"В ходе полета экипаж самолета Ту-154 неоднократно получал информацию о несоответствии метеоусловий на аэродроме назначения, установленный минимум от органов управления воздушным движением Белоруссии и аэродрома "Смоленск-Северный", а также экипажа польского самолета Як-40, который ранее произвел посадку на аэродроме "Смоленск", - сказала Анодина, слова которой передает РАПСИ. "Несмотря на это, экипаж самолета Ту-154 решения об уходе на запасной аэродром не принял. Данный факт можно считать началом возникновения особой ситуации в полете", - заявила председатель МАК.

"Присутствие в кабине экипажа высокопоставленных посторонних лиц: главнокомандующего ВВС Республики Польша и директора протокола, и ожидаемая командиром негативная реакция главного пассажира, по заключению летных экспертов и авиационных психологов, оказывали психологическое давление на членов экипажа и повлияли на принятие решения о продолжении посадки в любых условиях. И именно, хочу подчеркнуть, в небезопасных условиях для посадки, условиях неоправданного риска", - сказала Анодина. По ее словам, в крови главнокомандующего ВВС Польши Анджея Бласика, присутствовавшего в кабине, обнаружен этиловый спирт в концентрации 0,6 промилле.

"Единственным грамотным решением было бы принять решение об уходе на запасной аэродром", - сказала Анодина.

Об ответственности

Техническая комиссия МАК не сочла факторами, приведшими к катастрофе, состояние аэродрома назначения и подготовку сотрудников наземных служб, заявил ее председатель Алексей Морозов. Что касается замечаний польской стороны к проекту доклада комиссии, то они будут приложены к окончательной версии документа, но не повлияют на выводы в части распределения ответственности за катастрофу. Технические замечания польских специалистов в тексте доклада учтены.

"По существу представленных замечаний: техническая комиссия отмечает, что они в основном не носят технического характера, а направлены на выяснение ответственности и вины отдельных лиц и сторон, что не входит в сферу технического расследования. Целью технического расследования является выяснение обстоятельств, факторов и причин авиационного происшествия", - сказал Морозов.

По словам Анодиной, диспетчер действительно дал польскому Ту-154 разрешение на пробный заход, но с этой высоты экипаж был обязан уйти на второй круг, а решение о его посадке члены экипажа принимали на свой страх и риск. «Экипаж запросил так называемый пробный заход при фактических метеоусловиях, значительно хуже установленных минимумов для производства посадки как для экипажа, так и для аэродрома, так и для самолета», — сказала Анодина.

Она подчеркнула, что согласно требованиям российских аэронавигационных правил командиры иностранных воздушных судов принимают самостоятельные решения о возможности посадки на аэродром, возлагая на себя ответственность за принятое решение. Российский диспетчер разрешил пробный заход, но со снижением только до 100 метров. С этой высоты экипажу необходимо было уйти на второй круг. «Экипаж это указание подтвердил», — сказала председатель МАК.

"Конкретных команд от президента [Качиньского] не было", - уточнил Морозов, но тезис о психологическом давлении он считает доказанным. "Вывод о психологическом давлении на экипаж был сделан совместно российскими и польскими экспертами на основании записи переговоров в кабине самолета", - отметил председатель технической комиссии.

Реакция

Премьер-министр Польши Дональд Туск срочно прервал свой отпуск и возвращается в Варшаву после обнародования в Москве доклада МАК по катастрофе самолета президента Качиньского, передают польские СМИ. В четверг Туск встретится с министром внутренних дел Польши Ежи Миллером, в тот же день состоится пресс-конференция Туска по докладу МАК.

Брат погибшего президента Польши Ярослав Качиньский считает отчет МАК бездоказательным - по его мнению, эксперты односторонне и безосновательно обвинили в катастрофе польскую сторону.

Проект доклада Польша получила еще в октябре 2010 г., и после его изучения экспертами Туск назвал документ неприемлемым. Тогда Варшава направила в МАК 150 страниц замечаний к тексту, а уже в январе 2011 г. министр юстиции Польши Кшиштоф Квятковский заявил, что Польша будет готовить собственный отчет, если МАК не учтет ее позицию.

На прошлой неделе Дональд Туск заявил, что согласен с выводом о том, что к катастрофе привело решение пилотов пойти на посадку, но считает неправильным целиком возлагать вину на летчиков. По мнению польского премьера, ответственность за случившиеся несут и диспетчеры аэропорта "Смоленск-Северный", которые могли запретить посадку, и уже поэтому доклад МАК не является абсолютно объективным.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more