МАК снял с России ответственность за гибель Качиньского

Причиной авиакатастрофы под Смоленском названо решение экипажа садиться во что бы то ни стало под давлением высокопоставленных пассажиров.

Непосредственной причиной катастрофы самолета Ту-154М президента Польши Леха Качиньского и гибели 96 человек под Смоленском 10 апреля прошлого года стало решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а прямой предпосылкой этого решения - психологическое давление высокопоставленных пассажиров на экипаж, резюмировала председатель Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяна Анодина отчет о расследовании авиакатастрофы.

Сегодня МАК провел официальную процедуру передачи «Окончательного отчета по результатам расследования катастрофы самолета Ту-154М, бортовой номер 101 Республики Польша» - документ отправлен в адрес уполномоченного представителя Польши через ее посольство в России. После этого состоялась пресс-конференция.

Причины катастрофы

"В ходе полета экипаж самолета Ту-154 неоднократно получал информацию о несоответствии метеоусловий на аэродроме назначения, установленный минимум от органов управления воздушным движением Белоруссии и аэродрома "Смоленск-Северный", а также экипажа польского самолета Як-40, который ранее произвел посадку на аэродроме "Смоленск", - сказала Анодина, слова которой передает РАПСИ. "Несмотря на это, экипаж самолета Ту-154 решения об уходе на запасной аэродром не принял. Данный факт можно считать началом возникновения особой ситуации в полете", - заявила председатель МАК.

"Присутствие в кабине экипажа высокопоставленных посторонних лиц: главнокомандующего ВВС Республики Польша и директора протокола, и ожидаемая командиром негативная реакция главного пассажира, по заключению летных экспертов и авиационных психологов, оказывали психологическое давление на членов экипажа и повлияли на принятие решения о продолжении посадки в любых условиях. И именно, хочу подчеркнуть, в небезопасных условиях для посадки, условиях неоправданного риска", - сказала Анодина. По ее словам, в крови главнокомандующего ВВС Польши Анджея Бласика, присутствовавшего в кабине, обнаружен этиловый спирт в концентрации 0,6 промилле.

"Единственным грамотным решением было бы принять решение об уходе на запасной аэродром", - сказала Анодина.

Об ответственности

Техническая комиссия МАК не сочла факторами, приведшими к катастрофе, состояние аэродрома назначения и подготовку сотрудников наземных служб, заявил ее председатель Алексей Морозов. Что касается замечаний польской стороны к проекту доклада комиссии, то они будут приложены к окончательной версии документа, но не повлияют на выводы в части распределения ответственности за катастрофу. Технические замечания польских специалистов в тексте доклада учтены.

"По существу представленных замечаний: техническая комиссия отмечает, что они в основном не носят технического характера, а направлены на выяснение ответственности и вины отдельных лиц и сторон, что не входит в сферу технического расследования. Целью технического расследования является выяснение обстоятельств, факторов и причин авиационного происшествия", - сказал Морозов.

По словам Анодиной, диспетчер действительно дал польскому Ту-154 разрешение на пробный заход, но с этой высоты экипаж был обязан уйти на второй круг, а решение о его посадке члены экипажа принимали на свой страх и риск. «Экипаж запросил так называемый пробный заход при фактических метеоусловиях, значительно хуже установленных минимумов для производства посадки как для экипажа, так и для аэродрома, так и для самолета», — сказала Анодина.

Она подчеркнула, что согласно требованиям российских аэронавигационных правил командиры иностранных воздушных судов принимают самостоятельные решения о возможности посадки на аэродром, возлагая на себя ответственность за принятое решение. Российский диспетчер разрешил пробный заход, но со снижением только до 100 метров. С этой высоты экипажу необходимо было уйти на второй круг. «Экипаж это указание подтвердил», — сказала председатель МАК.

"Конкретных команд от президента [Качиньского] не было", - уточнил Морозов, но тезис о психологическом давлении он считает доказанным. "Вывод о психологическом давлении на экипаж был сделан совместно российскими и польскими экспертами на основании записи переговоров в кабине самолета", - отметил председатель технической комиссии.

Реакция

Премьер-министр Польши Дональд Туск срочно прервал свой отпуск и возвращается в Варшаву после обнародования в Москве доклада МАК по катастрофе самолета президента Качиньского, передают польские СМИ. В четверг Туск встретится с министром внутренних дел Польши Ежи Миллером, в тот же день состоится пресс-конференция Туска по докладу МАК.

Брат погибшего президента Польши Ярослав Качиньский считает отчет МАК бездоказательным - по его мнению, эксперты односторонне и безосновательно обвинили в катастрофе польскую сторону.

Проект доклада Польша получила еще в октябре 2010 г., и после его изучения экспертами Туск назвал документ неприемлемым. Тогда Варшава направила в МАК 150 страниц замечаний к тексту, а уже в январе 2011 г. министр юстиции Польши Кшиштоф Квятковский заявил, что Польша будет готовить собственный отчет, если МАК не учтет ее позицию.

На прошлой неделе Дональд Туск заявил, что согласен с выводом о том, что к катастрофе привело решение пилотов пойти на посадку, но считает неправильным целиком возлагать вину на летчиков. По мнению польского премьера, ответственность за случившиеся несут и диспетчеры аэропорта "Смоленск-Северный", которые могли запретить посадку, и уже поэтому доклад МАК не является абсолютно объективным.