"Яблоко" обжалует в суде "засекречивание" отчета Счетной палаты о строительстве ВСТО


"Яблоко" намерено обжаловать в суде отказ Счетной палаты предоставить итоговые документы проверки расходования средств, выделенных на строительство нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий Океан" (ВСТО), сообщил в среду в своем блоге лидер партии Сергей Митрохин. Здесь же политик разместил копию ответа на свое обращение, оправленное в ноябре на основе документов, обнародованных популярным блогером Алексеем Навальным.

Из документа следует, что Счетная палата установила на отчет ограничительную пометку "Для служебного пользования" по просьбе "Транснефти", осуществлявшей строительство нефтепровода, в связи с тем, что он содержит "информацию, составляющую коммерческую тайну". Кроме того, в документах "имеются данные о технических характеристиках объектов, в том числе используемых для обеспечения мероприятий по мобилизационной готовности экономики".

"Счетная палата засекретила коррупцию... Как я и говорил, отказ в предоставлении отчета обязательно обжалую в суде. Дождусь только официального ответа аудитора – пока поступил только факс", - пишет Митрохин. "Засекречивание отчета – обычная практика Счетной палаты. Она только формально является органом парламентского контроля. Ее челобитные идут напрямую в тандем – они скрыты не только от общества, но даже и от депутатов. Не известно, что делают Путин и Медведев по результатам таких проверок. Может быть, грозят провинившимся пальчиком", - отмечает он.

"Верная примета: как только украли миллиард, сразу начинаются разговоры о мобилизационной готовности и обороноспособности государства. Хотя, может быть, говоря "обороноспособность и безопасность государства" аудитор Бесхмельницын [автор ответа Митрохину] имеет в виду не Россию, а другие государства? Те, куда были инвестированы выпиленные из "Транснефти" и бюджета РФ миллиарды? Великобританию, Израиль, США, Швейцарию?" - недоумевает Навальный.

Обвинения Навального

В середине ноября Навальный обвинил прежнее руководство "Транснефти" в миллиардных растратах при строительстве ВСТО. В своем блоге он опубликовал документы по реализации проекта ВСТО, подготовленные в 2008 г. специалистами «Транснефти» по запросу Счетной палаты. По его оценке, общая сумма растрат при строительстве ВСТО — не менее $4 млрд.

Аудит Счетной палаты действительно был инициирован новым менеджментом «Транснефти», подтверждали «Ведомостям» два бывших управленца компании. Материалы, опубликованные Навальным, «Транснефть» подготовила специально для того, чтобы был повод начать проверку, говорят собеседники «Ведомостей». Многие факты там передернуты и не соответствуют действительности, утверждает один из них. Счетная палата проверяла, как строилась труба с 2004 г. по первое полугодие 2008 г. Настойчивые просьбы ведомства предоставить документы за последующие периоды, когда проектом занималась уже новая команда, «Транснефть» настойчиво отклоняла, утверждает бывший сотрудник компании.

Реакция

Глава Счетной палаты Серей Степашин спустя несколько дней опроверг обвинения в многомиллиардных хищениях. Представитель «Транснефти» говорил, что проверка финансирования строительства ВСТО была инициирована новым руководством компании (с 1999 г. ее возглавлял Семен Вайншток, в октябре 2007 г. его сменил Николай Токарев), отказываясь комментировать обвинения Навального. В правительстве обвинения в адрес «Транснефти» не комментировали. Но спустя несколько дней правительство объявило «Транснефти» благодарность в связи с завершением строительства ветки ВСТО от Сковородина до границы с Китаем.

Однако в конце декабря Следственный комитет при МВД в рамках расследования фактов хищения денежных средств при строительстве ВСТО провел обыски в офисе банка «Стройкредит». Сообщалось, что подозреваемыми являются бывшие руководители банка "Стройкредит", который участники рынка считали близким к "Транснефти" в период руководства ею Вайнштоком. Спустя несколько дней премьер-министр Владимир Путин заявил, что считает необходимым провести проверку расходования компанией «Транснефть» средств на строительство ВСТО. «Надо проверять. Пускай прокуратура проверяет, другие контролирующие организации», — сказал Путин. Он добавил, что до проведения таких проверок нельзя никого обвинять, но в случае подтверждения фактов необходимо довести дело до логического конца.