Приговор по делу ЮКОСа спустили сверху

Об этом рассказала пресс-атташе Хамовнического суда Наталья Васильева, судья Данилкин назвал ее утверждения клеветой.
Наталья Васильева/ Телеканал Дождь

Текст приговора Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву по второму делу ЮКОСа был спущен судье Хамовнического суда Виктору Данилкину из Мосгорсуда, хотя Данилкин начинал писать свой, а «четкие разъяснения насчет приговора» судье дал "высокий человек", причем после того, как тот удалился в совещательную комнату, заявила помощник судьи и пресс-атташе Хамовнического суда Наталья Васильева, интервью которой публикует «Газета.Ru» (http://vedomosti.ru/~eklVQ).

Данилкин назвал утверждения Васильевой клеветой. "Убежден, что заявление Натальи Васильевой не что иное, как клевета, и опровергнуть ее можно в установленном законом порядке", - передала его слова пресс-секретарь Мосгорсуда Анна Усачева.

Она квалифицировала происходящее как давление на суд. «Только в данном случае это не просто давление — это четко спланированная кем-то пиар-акция», – заявила Усачева "РИА Новости". "Судья Данилкин слушал дело в течение двух лет и написать приговор мог только сам. Никому из других судей, в том числе и судьям Мосгорсуда, не известны подробности, имеющиеся в деле, а написать приговор, не рассматривая дело, просто невозможно", - обосновала она.

В приемной Данилкина сообщили, что Васильева в отпуске, причем уже довольно давно.

Сотрудник суда рассказал, что Васильева написала заявление об увольнении до выхода интервью. Он утверждает, что к работе пресс-атташе были претензии, а на это место ее приняли потому, что помощник судьи Данилкина была занята в процессе, но она все время брала отпуска, говорит собеседник «Ведомостей»

По идее, такое заявление - сообщение о преступлении, говорит адвокат Роберт Зиновьев. На него должна отреагировать прокуратура и либо провести проверку, либо поручить ее следственным органам. По итогам проверки могут возбудить уголовное дело либо отказать в его возбуждении. "По моему опыту, многое здесь зависит от позиции самого судьи. Абсолютное большинство в таких ситуациях отказывается давать показания, ссылаясь на статус судьи. А без его показаний доказать что-либо трудно".

Интервью

По словам Васильевой, дать откровенное интервью ее побудило глубокое разочарование в российском правосудии и возможные последствия для себя лично она полностью осознает. «Я хотела стать судьей. И когда увидела это внутреннее содержание, как все это происходит, то сказка о том, что судьи подчиняются только закону и больше никому, растаяла. Вернее, сам закон превратился в сказку. Я поняла, что это неправда, будто судья подчиняется только закону. Судья подчиняется вышестоящей инстанции», - заявила Васильева.

По ее словам, судью Данилкина плотно контролировали все время процесса. «Виктор Николаевич [Данилкин] обязан был общаться с Мосгорсудом по всем каким-то спорным моментам, которые происходили в судебном заседании. То есть когда что-то происходит, когда что-то идет не так, как должно быть, он должен был, обязан предоставлять информацию в Мосгорсуд и, соответственно, получал оттуда определенные распоряжения, как вести себя дальше», - сказала Васильева.

«Данилкин начал писать приговор. Подозреваю, то, что было в том приговоре, не устроило вышестоящую инстанцию. И в связи с этим он получил другой приговор, который нужно было огласить. Но так как (другой) приговор не был закончен к 15 декабря, наверное, поэтому период переноса так удлинился» - сказала Васильева. Она знает, кто именно писал приговор в Мосгорсуде, но пока предпочла не разглашать имена этих людей.

Перенос оглашения приговора Васильева связала в том числе с выступлением премьера Владимира Путина. «Еще причина самого переноса с 15 декабря на более поздний срок – выступал наш премьер. Чтобы не отвлекать внимание на процесс Ходорковского от выступления премьера. В суде это не озвучивалось, но мысль эта, этот подтекст, витали везде», - заявила она.