Американская противоракетная оборона России нисколько не угрожает

Американская противоракетная оборона вовсе не угрожает России – об этом заявил в публичном споре о секретной программе перевооружения российских ядерных сил конструктор Юрий Соломонов

Разработчик ракет «Тополь М» и «Булава», генконструктор Московского института теплотехники (МИТ) Юрий Соломонов назвал вчера на пресс-конференции в «Интерфаксе» надуманным и принятым в угоду отдельным высокопоставленным лицам решение военно-политического руководства России начать разработку новой тяжелой межконтинентальной баллистической ракеты на жидком топливе.

Эта ракета с 10 боеголовками должна сменить советской постройки ракету РС-20 (Satan по классификации НАТО) разработки ставшего теперь украинским конструкторского бюро «Южное» из Днепропетровска, которая будет выведена из состава Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) до 2020 г. О скором начале научно-исследовательских работ по новой ракете несколько недель назад заявил первый замминистра обороны Владимир Поповкин.

По словам двух работников ракетно-космической промышленности, разрабатывать ракету поручено «НПО машиностроения» из подмосковного Реутова.

По мнению Соломонова, при создании такой ракеты будут применяться технологии 30-летней давности, уязвимые для систем противоракетной обороны (ПРО) космического базирования: они имеют более длительное время работы двигателей, чем ракеты с твердотопливными двигателями, которые разрабатывает МИТ.

Соломонов считает, что руководство России наступает с этой идеей на те же грабли, что и советское руководство во времена президента США Рональда Рейгана. Тогда в ответ на нереалистичную рейгановскую инициативу звездных войн оно потребовало создать такие ракеты, хотя этого вовсе не требовалось. Нынешние системы ПРО, которые президент США Барак Обама собирается развернуть в Европе к 2020 г., не могут причинить ни малейшего вреда российским стратегическим ракетам, уверяет Соломонов, как не могли его причинить и противоракеты в Польше, развертывание которых Обама отменил.

Идея разработки новой ракеты будет стоить десятки миллиардов рублей и родилась, по словам выступавшего вместе с Соломоновым руководителя центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексея Арбатова, из желания быстро заполнить разрыв между реальным количеством ядерных боезарядов у России и их потолком по ратифицированному в январе Договору о стратегических наступательных вооружениях (СНВ). По этому договору Россия и США могут иметь не более 1500 боезарядов при 700 развернутых носителях, но при нынешних темпах списания ракет к 2020 г. у России останется на сотни боезарядов меньше установленного потолка в 1500 единиц, США же почти ничего списывать не надо.

Арбатов, правда, считает, что новая ракета сможет преодолеть любую ПРО, но вредна политически: она похоронит обсуждаемый сейчас план создания совместной ПРО России и НАТО в Европе.

Начало полномасштабной разработки новой ракеты нанесет удар по репутации России как ответственного ядерного государства, считает руководитель проекта «Стратегические ядерные силы России» Павел Подвиг, и тем самым действительно вредно политически. Существующие сегодня средства ПРО США не могут нанести никакого ущерба России – и тут Соломонов прав, считает он.

Никаких ограничений в новом договоре об СНВ, которые бы воспрещали разработку новой ракеты, нет, возражает бывший начальник Главного штаба РВСН Виктор Есин, решение о разработке новой ракеты было принято после проведенной несколькими военными научно-исследовательскими институтами поисковой научно-исследовательской работы, которая показала целесообразность ее создания. Этот проект, продолжает Есин, рассчитан не на то, чтобы в 2020 г. начать развертывание ракеты, хотя ее разработка займет 8–10 лет, а на перспективу: США не дают никаких гарантий того, как будет выглядеть их ПРО после 2020 г., в этой системе может появиться и космический эшелон. Разработка ракеты создаст технический задел, который можно будет использовать, если перспективная ПРО США будет угрожать устойчивости российских стратегических ядерных сил, говорит Есин.

По словам чиновника Минобороны, отрицательное отношение Соломонова к новой жидкостной ракете вызвано тем, что сам он всю жизнь разрабатывает твердотопливные ракеты, а перспективная ракета лишает МИТ перспективы. Ревнивое отношение генеральных конструкторов-ракетчиков друг к другу известно со времен СССР; то, что происходит сейчас, – отзвук тех времен, полагает он. На практике же ясно, что если сближение России и НАТО по вопросу о ПРО закончится успехом, то разработку новой ракеты отменят, на это не раз намекало высшее руководство страны, заключает чиновник.