Транспортная программа Московского региона теперь стоит 7,1 трлн руб.
Москва направила в правительство России транспортную программу Московского региона до 2020 г. стоимостью 7,1 трлн руб. Город готов тратить на транспорт около четверти своего бюджетаВ минувшую среду мэр Москвы Сергей Собянин направил транспортную программу Московского региона на согласование в правительство России, сообщили «Ведомостям» чиновники мэрии и Минтранса. Большинство позиций уже согласовано, говорил Собянин. Перед принятием документ рассмотрит правительственная комиссия по транспорту и связи, которую возглавляет вице-премьер Сергей Иванов.
Программа транспортного развития столицы и Подмосковья до 2020 г., подготовленная Минтрансом, обсуждалась на совещании у мэра 1,5 месяца назад. Тогда документ вернули на доработку – Собянин потребовал уделить больше внимания развитию общественного транспорта.
Стоимость обновленной программы до 2020 г. (копия есть у «Ведомостей») выросла с 6,8 трлн до 7,1 трлн руб. Из них 1,92 трлн руб. – федеральные инвестиции (уменьшились на 339 млрд), 372,5 млрд – Московской области (рост на 266 млрд). 4,1 трлн руб. – взнос Москвы (рост на 348 млрд), из них не менее 1,2 трлн – деньги инвесторов. Кроме того, авторы программы рассчитывают получить 658,7 млрд руб. из внебюджетных источников и 72 млрд от РЖД.
По замыслу авторов программы лишь 20% перевозок в Москве должно осуществляться на индивидуальном транспорте и 80% – на общественном. 90% инвестиций получат три подпрограммы (см. график): автодороги и улично-дорожная сеть, метрополитен, железнодорожный транспорт. Около 3,5 трлн руб. вложат в автодороги: например, в реконструкцию федеральных дорог М1 «Беларусь» от Москвы до Белоруссии; строительство развязки на пересечении Лихачевского шоссе со строящейся магистралью М10; завершение реконструкции Ленинградского шоссе. К 2020 г. протяженность сети автодорог должна увеличиться на 972,8 км до 18 625,2 км.
В доработанной версии появилась глава «Наземный городской пассажирский транспорт» с объемом финансирования в 185 млрд руб. По ней планируется развивать трамвайный транспорт, сооружать линии скоростного трамвая, вводить новые троллейбусные маршруты. Но наземный пассажирский транспорт не сможет справиться с существующим пассажиропотоком, рассказывает чиновник Минтранса, акцент смещен в сторону метро. До 2020 г. городские власти планируют построить более 75 км путей, новые выходы и станции центральной части метро. В результате доля москвичей, не имеющих прямого доступа к метро, должна сократиться с 22 до 9%.
Третий из самых дорогих проектов – железнодорожный. Через Москву проложено 200 км железных дорог с 92 остановками, но по ним перевозится лишь 2% пассажиров. Разработчики программы предлагают строить новые пути, реконструировать малое кольцо МЖД с созданием остановочных пунктов, закупить более современный подвижной состав, реконструировать и построить новые вокзалы и технические станции с ремонтно-экипировочными депо, реорганизовать грузовые дворы. Для высокоскоростных поездов будут построены новые вокзалы и станции: в районе Комсомольской площади (Каланчевская), ст. м. «Площадь Ильича» (Рогожская) и «Москва-сити».
Москва берет на себя слишком высокие расходы, считает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов: средние ежегодные траты на транспорт достигнут около четверти городского бюджета, общие расходы которого в этом году – 1,4 трлн руб. Он считает, что городу придется сильно сокращать другие программы.
Окончательного решения по источникам и объемам наполнения бюджета не принято, рассказывают сотрудники мэрии и Минтранса. Пока все цифры – пожелания Минтранса и мэрии, уточняет один из разработчиков программы. Амбициозность программы будет зависеть от того, какие инвестиции из федерального бюджета согласует правительство, говорит чиновник мэрии.