Транспортная программа Московского региона теперь стоит 7,1 трлн руб.

Москва направила в правительство России транспортную программу Московского региона до 2020 г. стоимостью 7,1 трлн руб. Город готов тратить на транспорт около четверти своего бюджета

В минувшую среду мэр Москвы Сергей Собянин направил транспортную программу Московского региона на согласование в правительство России, сообщили «Ведомостям» чиновники мэрии и Минтранса. Большинство позиций уже согласовано, говорил Собянин. Перед принятием документ рассмотрит правительственная комиссия по транспорту и связи, которую возглавляет вице-премьер Сергей Иванов.

Программа транспортного развития столицы и Подмосковья до 2020 г., подготовленная Минтрансом, обсуждалась на совещании у мэра 1,5 месяца назад. Тогда документ вернули на доработку – Собянин потребовал уделить больше внимания развитию общественного транспорта.

Стоимость обновленной программы до 2020 г. (копия есть у «Ведомостей») выросла с 6,8 трлн до 7,1 трлн руб. Из них 1,92 трлн руб. – федеральные инвестиции (уменьшились на 339 млрд), 372,5 млрд – Московской области (рост на 266 млрд). 4,1 трлн руб. – взнос Москвы (рост на 348 млрд), из них не менее 1,2 трлн – деньги инвесторов. Кроме того, авторы программы рассчитывают получить 658,7 млрд руб. из внебюджетных источников и 72 млрд от РЖД.

По замыслу авторов программы лишь 20% перевозок в Москве должно осуществляться на индивидуальном транспорте и 80% – на общественном. 90% инвестиций получат три подпрограммы (см. график): автодороги и улично-дорожная сеть, метрополитен, железнодорожный транспорт. Около 3,5 трлн руб. вложат в автодороги: например, в реконструкцию федеральных дорог М1 «Беларусь» от Москвы до Белоруссии; строительство развязки на пересечении Лихачевского шоссе со строящейся магистралью М10; завершение реконструкции Ленинградского шоссе. К 2020 г. протяженность сети автодорог должна увеличиться на 972,8 км до 18 625,2 км.

В доработанной версии появилась глава «Наземный городской пассажирский транспорт» с объемом финансирования в 185 млрд руб. По ней планируется развивать трамвайный транспорт, сооружать линии скоростного трамвая, вводить новые троллейбусные маршруты. Но наземный пассажирский транспорт не сможет справиться с существующим пассажиропотоком, рассказывает чиновник Минтранса, акцент смещен в сторону метро. До 2020 г. городские власти планируют построить более 75 км путей, новые выходы и станции центральной части метро. В результате доля москвичей, не имеющих прямого доступа к метро, должна сократиться с 22 до 9%.

Третий из самых дорогих проектов – железнодорожный. Через Москву проложено 200 км железных дорог с 92 остановками, но по ним перевозится лишь 2% пассажиров. Разработчики программы предлагают строить новые пути, реконструировать малое кольцо МЖД с созданием остановочных пунктов, закупить более современный подвижной состав, реконструировать и построить новые вокзалы и технические станции с ремонтно-экипировочными депо, реорганизовать грузовые дворы. Для высокоскоростных поездов будут построены новые вокзалы и станции: в районе Комсомольской площади (Каланчевская), ст. м. «Площадь Ильича» (Рогожская) и «Москва-сити».

Москва берет на себя слишком высокие расходы, считает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов: средние ежегодные траты на транспорт достигнут около четверти городского бюджета, общие расходы которого в этом году – 1,4 трлн руб. Он считает, что городу придется сильно сокращать другие программы.

Окончательного решения по источникам и объемам наполнения бюджета не принято, рассказывают сотрудники мэрии и Минтранса. Пока все цифры – пожелания Минтранса и мэрии, уточняет один из разработчиков программы. Амбициозность программы будет зависеть от того, какие инвестиции из федерального бюджета согласует правительство, говорит чиновник мэрии.