Россия готова заплатить Украине $8 млрд за ее вхождение в Таможенный союз

Украина предложила свою формулу сотрудничества с Таможенным союзом – «три плюс один». Российские чиновники не понимают, как она будет работать

Украина готова развивать сотрудничество с Таможенным союзом, заявил президент Виктор Янукович в послании Верховной раде. Он допускает заключение «пакетного соглашения по формуле «три плюс один».

Что это такое, России пока не ясно, говорит чиновник аппарата правительства: «Конкретных предложений не поступало». 12 апреля премьер Владимир Путин едет в Киев, «с большой вероятностью эти вопросы обсудят», продолжает он. Россия видит сотрудничество с Украиной на основе существующей нормативной базы, оно должно пройти три этапа – зона свободной торговли, Таможенный союз, единое экономическое пространство, сказал «Ведомостям» замминистра экономического развития Алексей Лихачев, на каком из этапов остановится «украинская сторона – решать ей».

Ранее Украина заявляла, что не может присоединиться к Таможенному союзу, поскольку она член ВТО – в отличие от России, Казахстана и Белоруссии. К 2012 г. Россия должна присоединиться к ВТО, к тому же вступление Украины в Таможенный союз не противоречит нормам торговой организации, заявил вчера ответственный секретарь комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев (цитата по «Интерфаксу»). О намерениях Украины присоединиться к союзу в интервью «Коммерсанту-Украина» говорил и уполномоченный кабинета министров Украины по сотрудничеству с Россией и СНГ Валерий Мунтиян: подписание договора о зоне свободной торговли с СНГ ожидается в мае, присоединение к протоколу о создании Таможенного союза – в июле. 15 апреля пройдет заседание Экономического совета СНГ, в его работе примут участие первый вице-премьер Игорь Шувалов и его украинский коллега Андрей Клюев, будет обсуждаться и создание зоны свободной торговли.

Расширение Таможенного союза за счет Украины предполагалось ранее, говорит чиновник Минфина: «Конкретные предложения украинской стороне уже делали, но она не спешила их принимать». И сейчас Янукович говорит лишь о потенциальной возможности, считает он. Киев не может не сотрудничать с Таможенным союзом, вопрос только в формате, говорит сотрудник аппарата правительства Украины: на долю России в 2010 г. пришлось 26,1% экспорта и 36,5% импорта страны.

Чтобы присоединиться к единому таможенному пространству, Украине придется более чем вдвое увеличивать ввозные пошлины, сказал Мунтиян, средний импортный тариф в стране – 4,5%, в Таможенном союзе – 10,25%. Повышение ставок Украине придется согласовывать с членами ВТО. Это обычный рабочий процесс, заверяет Глазьев. К тому же у Украины появится возможность пересмотреть невыгодные позиции, надеется Мунтиян. О потенциальных выгодах для Украины вчера говорил и зампред правления «Газпрома» Валерий Голубев: закупая по 40 млрд куб. м российского газа, Украина благодаря вступлению в союз сэкономит $8 млрд в год на беспошлинных поставках.

Российские компании крупных выигрышей для себя пока не видят. Металлургия и так слабо защищена от дешевого украинского экспорта, говорит представитель НЛМК. Черные металлы – основная статья украинского экспорта, отмена возможности применять антидемпинговые меры позволит Украине еще активнее увеличивать присутствие на российском рынке, в том числе демпингуя, опасается он. Болезненной интеграция может оказаться и для сельского хозяйства: наши экономики скорее конкуренты, чем партнеры, говорит гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько. Придется бороться с украинским демпингом и российским трубникам, отмечает директор Фонда развития трубной промышленности Александр Дейнеко, но в целом интеграция с Украиной позволит создать сильное региональное объединение производителей, вместе будет проще отстаивать позиции на европейском рынке.

Более тесное сотрудничество Украины с Таможенным союзом – стратегический интерес России, интеграция на постсоветском пространстве без Украины бесперспективна, полагает профессор ВШЭ Алексей Портанский. Формула «три плюс один» – промежуточный формат, который реальной интеграции не предполагает, объясняет редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов, скорее это очередное подтверждение позиции «не отвергать, но и не вступать». Политическое сближение двух стран – повод вернуться к старым интеграционным проектам, выгоды будут для всех участников, считает Юлия Цепляева из BNP Paribas. Но есть существенное сдерживающее обстоятельство, напоминает Портанский: Россия пока не представила партнерам на постсоветском пространстве достаточно привлекательной экономической модели.