Президент передал поправки в Гражданский кодекс в Думу, минуя правительство

Президент Дмитрий Медведев решил, что правительство – не место для правовых дискуссий. Площадкой для обсуждения новой редакции Гражданского кодекса станет парламент. Проект будет внесен в Госдуму, несмотря на многочисленные замечания чиновников и экспертов

Медведев решил внести в Думу не согласованный с правительством проект новой редакции Гражданского кодекса, говорится в письме помощника президента Константина Чуйченко первому вице-премьеру Игорю Шувалову (документ от 4 мая есть у «Ведомостей»). Правительству поручено досогласовать спорные позиции с Высшим арбитражным судом и советом при президенте по кодификации ко второму чтению, сделать это нужно до 10 октября. Шувалов был не против такой идеи, следует из письма, на доработке документа до внесения в Думу настаивало Минэкономразвития.

После одобрения президентом концепции изменений в Гражданский кодекс осенью 2008 г. текст поправок готовил совет по кодификации. Но против проекта выступили Минэкономразвития и группа по созданию МФЦ в Москве, поддержал их и Шувалов. В марте Медведев поручил подготовить согласованную между советом и правительством версию поправок к 15 апреля, назначив ответственным за процесс Шувалова. Но за отведенный срок удалось договориться всего по нескольким позициям. В частности, стороны отказались от идеи совета радикально повысить уставные капиталы, ввести экспертизу уставов при регистрации компаний и передать реестр юридических лиц от ФНС к Минюсту. Пока даже по законодательству о юрлицах не все позиции согласованы, резюмирует партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Степанов, а есть блоки, к которым еще не приступали, в том числе вещное право, интеллектуальная собственность, международное частное право.

Председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников поддерживает решение выбрать Госдуму площадкой для согласования проекта. Это всем понятный режим и, хотя разногласий много, до октября их можно устранить, полагает он. Спорных вопросов слишком много, подготовить согласованную версию ко второму чтению до 10 октября будет трудно, сомневается президент Объединения корпоративных юристов Александра Нестеренко. Правильнее было бы доработать проект до внесения в Госдуму, полагает она, иначе документ рискует увязнуть в согласованиях. Внесение не согласованных между ведомствами проектов в Думу с расчетом на доработку ко второму чтению – распространенная практика, но результат оказывается разным (см. врез).

Для бизнеса принципиально изменить целый ряд положений, предложенных советом по кодификации, говорит Нестеренко: в их числе снятие ограничений на акционерные соглашения, отмена запрета на распределение голосов непропорционально доле в компании, возможность сохранения одноуровневой модели управления обществом (совет предлагает ввести обязательную двухуровневую. – «Ведомости»). Из проекта нужно исключить положения, которые приведут к неоправданным издержкам для бизнеса, считает она: сейчас документ обязывает собирать общее собрание акционеров для открытия любого филиала или при покупке доли в другом обществе. Есть нормы, которые, напротив, нужно включить в проект: среди них – институт заверений и гарантий (например, об отсутствии долгов, за нарушение взимается неустойка. – «Ведомости»), который сейчас не имеет судебной защиты, добавляет Нестеренко. Степанов считает, что нужно либерализовать регулирование условных сделок, деление компаний на публичные и непубличные с максимально либеральным регулированием работы непубличных, расширить возможности для заключения акционерных соглашений. Концептуальные изменения гражданского законодательства заслуживают продолжительного и серьезного обсуждения, уверен партнер Salans Виктор Наумов.

А вот у разработчиков законопроекта есть претензии к уже согласованным изменениям. Вчера на конференции в Cанкт-Петербурге председатель совета по кодификации Вениамин Яковлев назвал три области непреодолимых противоречий: «улучшение регистрации юридических лиц, поскольку в госреестре существуют миллионы фиктивных компаний», стабильность договора и защита вещных прав, особенно нотариальное удостоверение сделок (цитаты по pravo.ru).