Страховые взносы могут понизить, а налог на прибыль увеличить

Ради снижения страховых взносов администрация президента готова повысить на 4 процентных пункта налог на прибыль. Но правительству идея не нравится

В конце прошлой недели администрация президента и правительство обсудили вопрос снижения ставки страховых взносов. Согласовать позиции не удалось, говорит участник обсуждения. Просто обменялись мнениями, объясняет другой.

В марте президент Дмитрий Медведев поручил разработать вариант возврата к прежней ставке (было 26%, сейчас – 34%). К 1 июня правительство должно согласовать способ снижения ставки. Но решение выработать не удалось, и между правительством и Кремлем возник спор.

Правительство хотело бы уменьшить ставки взносов только для неторгового малого бизнеса с 2012 г. до 16–18% и отложить решение по общей ставке на год, чтобы пересчитать пенсионную формулу. Президент настаивал на снижении ставки до прежнего уровня для всех групп плательщиков.

Совещание о страховых взносах у президента должно пройти на этой неделе. Представитель администрации это подтвердил.

Одна из идей, которая обсуждается, – повысить налог на прибыль на 4 процентных пункта, т. е. вернуть его на докризисную ставку – 24%, рассказывают два участника обсуждения. Эту идею предлагает помощник президента Аркадий Дворкович, рассказывает один из них.

Дворкович не стал комментировать «Ведомостям» возможность увеличения налога на прибыль.

Сейчас ставка налога на прибыль – 20% (18% – в региональные бюджеты, 2% – в федеральный). Налог на прибыль был снижен на те самые 4 пункта в 2009 г. – это была антикризисная мера.

Минэкономразвития и Минфин категорически против повышения налога на прибыль, рассказывают сотрудники этих ведомств. Рокировка не имеет смысла, считает чиновник Минфина: для одних групп налогоплательщиков нагрузка будет снижена, для других – повышена.

Минздравсоцразвития согласно с любым компромиссом, но предупреждает: серьезные изменения взносов приведут к изменению в пенсионном обеспечении, обязательном медицинском и социальном страховании, рассказывает еще один участник обсуждения.

Снижение ставки взносов до прежнего уровня приведет к выпадению доходов бюджета в размере 1,8% ВВП, а увеличение налога на прибыль на 4 процентных пункта даст только 1%, подсчитал Владимир Назаров из Института Гайдара, но предупредил, что это очень грубая оценка. Снижение взносов приводит к увеличению базы по прибыли, НДФЛ и снижению расходов государства на зарплаты бюджетникам, продолжает Назаров, поэтому можно говорить об адекватной замене снижения до 26% ставки страховых взносов повышением до 24% налога на прибыль.

От такой замены выиграют отрасли, где прибыль низка, а доля затрат на труд высока, рассуждает Назаров, а проиграют сырьевые отрасли.

Для технологического сектора размен выгоден, зарплата – большая часть издержек, говорит президент IBS Group Анатолий Карачинский.

Повышение налога на прибыль – барьер для ее реинвестирования, считает председатель совета директоров группы «Каскол» Сергей Недорослев, но для высокотехнологичных несырьевых компаний лучше больше заплатить с прибыли, чем с зарплат. К тому же капитализация компании в меньшей степени зависит от прибыли и в большей – от EBITDA, полагает Недорослев, а она снижается из-за высокой нагрузки на зарплаты.

Назаров думает, что повышение налога на прибыль – не лучший вариант компенсации выпадающих доходов: поступления от него неустойчивы, корпорации давно научились уходить от этого налога через трансфертные цены.

Не стоит трогать универсальные налоги – на прибыль и НДС, это удар по публичным прозрачным компаниям, а для тех, кто в тени, – повод там и оставаться, согласен совладелец ГК «Виктория» Николай Власенко.

Сейчас страны конкурируют друг с другом через налог на прибыль, снижая его, полагает Назаров: Великобритания и Германия в последние три года снизили этот налог.

Если и увеличивать нагрузку, то на сырьевые отрасли, а также через акцизы – на вредные товары, говорит Антон Данилов-Данильян из «Деловой России», но в целом следует не налоги повышать, а госрасходы сокращать.

«Нужно считать налоговое бремя в целом, нелогично одной рукой давать, другой – забирать, это вариант выбора между гильотиной и повешением», – считает Власенко.

Правильная мера, уверен Александр Федоров, владелец «Дикой орхидеи» (производит и продает белье): страховые взносы сейчас очень высокие и не позволяют адекватно развивать бизнес, а налог на прибыль уплачивается по достижении результата, его повышение выглядит верным.