Возобновлено дело о ДТП Баркова

Решение Конституционного суда, признавшего право родственников погибших добиваться справедливости, начало работать в правовом поле
С.Николаев

Главное следственное управление ГУ МВД России по Москве отменило постановление о прекращении уголовного дела, возобновив производство по делу о ДТП на Ленинском проспекте, когда в столкновении с машиной вице-президента "Лукойла" Анатолия Баркова погибли две женщины-врача, сообщает агентство "Прайм" со ссылкой на пресс-службу управления.

Это стало возможным после того, как 14 июля Конституционный суд России (КС) признал противоречащими Конституции нормы УПК, позволяющие прекратить уголовное дело в связи со смертью подозреваемого без согласия его родственников. В КС пожаловался

Сергей Александрин, чья дочь Ольга погибла в ДТП и была признана его виновницей. В августе прошлого года дело закрыли в связи со смертью подозреваемой.

КС указал в постановлении, что, не наделив близких родственников погибшего правом возражать против прекращения уголовного дела, а также правом участия в досудебном производстве, законодатель недопустимо ограничил право погибших на реабилитацию, достоинство личности и доброе имя.

В четверг защита жертв ДТП попросила следствие возобновить расследование уголовного дела. В ходатайстве адвоката Игоря Трунова на имя следователя Станислава Лагойко указывается, что постановление КС "является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами".

Решение КС создает важный прецедент, считает Трунов, и касается «огромного спектра дел», прежде всего автокатастроф и авиакатастроф, при которых принято списывать вину на погибших летчиков. Трунов обещает добиться возобновления расследования обстоятельств катастрофы Boeing-737 в Пермской области, где виновным признали летчика Родиона Медведева.

Кроме того, родственники врачей, погибших в ДТП, будут просить о возбуждении уголовного дела в отношении экспертов, установивших виновность Александриной. "Мы будем писать заявление о проверке материалов экспертизы в части наличия в ней заведомо ложных выводов, что подпадает под уголовную ответственность",- сказал Трунов.

История дела

Mercedes-Benz Баркова и Citroen под управлением Александриной столкнулись на Ленинском проспекте 25 февраля прошлого года. В ДТП погибла также находившаяся вместе с Александриной ее пассажирка и коллега 73-летняя Вера Сидельникова. Вице-президент «Лукойла» и его водитель отделались легкими травмами.

ДТП вызвало немедленный общественный резонанс, и московское ГУВД решило полностью опубликовать материалы дела, включая все экспертизы. Эксперты милиции назвали виновницей ДТП Александрину, чей автомобиль выехал на полосу движения автомобиля Баркова, при этом что это была за полоса, не уточнялось. Двое из трех экспертов, привлеченных к независимому расследованию ФАР, назвали причиной ДТП нарушение ПДД водителем автомобиля Mercedes с выездом на встречную полосу движения.

Эксперты обратили внимание на предвзятость следствия, на нестыковки свидетельских показаний и то, что все неясности толкуются в пользу водителя Mercedes. По их мнению, в пользу отличной от официальной версии однозначно свидетельствует расположение пятен грязи, масла и обломков столкнувшихся автомобилей.

В августе 2010 г. Следственный комитет при МВД прекратил уголовное дело по факту ДТП в связи со смертью подозреваемой — Александриной. В декабре прошлого года отец погибшей обжаловал постановление о прекращении уголовного дела в Тверском районном суде Москвы, однако суд счел прекращение дела правомерным и в удовлетворении жалобы отказал, после чего Александрин и обратился в КС.