Политика
Бесплатный
Алексей Никольский
Статья опубликована в № 2918 от 17.08.2011 под заголовком: Ценовая война на МАКСе

ВВС и ВМФ не купят истребители на авиасалоне

Контракты с Вооруженными силами России на МАКСе заключены не будут: армия и промышленность продолжают спор о ценах
ИТАР-ТАСС

Не будут подписаны два контракта, сообщил человек из Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и человек, близкий к руководству Минобороны: на покупку 24 корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ для единственного в России 279-го корабельного авиаполка ВМФ (базируется на авианосце «Адмирал Кузнецов») и 60 учебно-боевых самолетов Як-130 для ВВС.

О подписании контракта на МиГ-29К/КУБ на МАКСе заявляли президент ОАК Михаил Погосян и гендиректор РСК «МиГ» Сергей Коротков, а контракта на Як-130 – президент «Иркута» Алексей Федоров. Общая стоимость этих контрактов – около $3 млрд.

В 2009 г. на МАКСе был заключен контракт на 80 млрд руб. – на поставку по заказу Минобороны истребителей Су-27, Су-30 и Су-35.

По словам собеседников «Ведомостей» в ОАК и Минобороны, причина отсрочки – жесткая позиция военного ведомства, настаивающего на минимальных ценах техники и работ по ее модернизации. Но, как заверил вчера Погосян, контракт на корабельные истребители будет заключен до конца года. Как сообщил человек из ОАК, контракт на Як-130 также будет подписан к концу года.

По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, затяжка с заключением контрактов не уникальна для практики Минобороны. Столь же и даже более жесткие ценовые переговоры оно ведет и с другими поставщиками – вплоть до производителей стратегических ракет. По мнению Макиенко, эта ценовая война неизбежна: политическое руководство и финансовый блок требуют, чтобы Минобороны уложилось в заданные денежные параметры, а ослабленная недофинансированием промышленность объективно не может эти параметры выполнить. Дело неизбежно кончится компромиссом: уступит и Минобороны, повысив цены, и промышленность, говорит бывший чиновник Минобороны.

По словам менеджера предприятия авиапрома, на промедление с контрактами влияет и общая ситуация.

В мае этого года президент Дмитрий Медведев потребовал от правительства уволить не справившихся с гособоронзаказом руководителей предприятий. За срыв прошлогоднего заказа – по поручению президента – лишился должностей десяток директоров и генералов, в том числе директор «Севмаша» Николай Калистратов. Оборонная промышленность объясняла задержки с поставками несвоевременным заключением контрактов с Минобороны. Министр обороны Анатолий Сердюков в ответ заявил, что контракты не подписывались с теми, кто не мог обосновать затраты либо предлагал неприемлемые сроки исполнения заказа.

В этой ситуации, продолжает собеседник «Ведомостей» из авиапрома, гораздо проще не спешить: все равно в спущенные сверху слишком сжатые сроки не уложиться. Лучше выйти на подписание соглашений к моменту, когда уже будет готова необходимая для их выполнения производственная кооперация.

Требования уволить тех или иных руководителей оборонной промышленности за невыполнение заказа вряд ли безусловно оправданны, считает редактор журнала Moscow Defense Brief Михаил Барабанов. Задержки с выполнением таких сложных программ, за которые было приказано уволить руководителей «Рособоронпрома», не редки и на Западе, где система финансирования в отличие от российской носит более стабильный и продуманный характер, резюмирует Барабанов.

Выбор редактора
Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать