Статья опубликована в № 2935 от 09.09.2011 под заголовком: Тарифы на выбор

Минэкономразвития подготовило два варианта индексации тарифов монополий

Минэкономразвития закончило расчет по тарифам монополий на 2012–2014 гг.: наименьшую прибавку могут получить электросетевые компании и РЖД
А.Махонин

В распоряжении «Ведомостей» оказались материалы Минэкономразвития (с макропрогнозом на 2012–2014 гг.), которые 6 сентября были разосланы на согласование в министерства и ведомства. Правительство должно рассмотреть их 22 сентября, знает сотрудник одной из монополий.

В документах два варианта индексации тарифов – инфляционный, который сводится к минимальному росту ставок (чтобы сдержать инфляцию), и дифференцированный, который учитывает инвестиционные потребности монополий.

При первом варианте все тарифы – от железнодорожных перевозок до тепловой энергии – должны индексироваться не с 1 января, а с июля. Причем не только в 2012 г., когда Россия будет выбирать президента, но и в 2013–2014 гг. Меньше всех могут получить электросетевые компании: инфляционный сценарий по их тарифам на следующий год – 5–6% с середины года. На втором месте РЖД – 6% с июля. В самом выгодном положении «Газпром» – как минимум 15% в середине следующего года (см. врез).

Потери в сетях

Отдельный анализ по сетям делается впервые. До сих пор Минэкономразвития ограничивалось общим прогнозом по росту цен на энергию (включая свободный рынок). Но с 2011 г. сети – единственный сектор в энергетике, который регулирует ФСТ, именно поэтому для них теперь выделена отдельная строка, объясняет чиновник службы.

Даже мягкий дифференцированный сценарий для электросетей на 2012 г. – 8,7% с 1 июля, без повышения цен в начале года. На 2013 г. – 4,6% с января (по инфляционному сценарию – 5–7% с июля), на 2014 г. – 4,9% с начала года (или 5–7% с середины, подробнее см.www.vedomosti.ru).

Это значительное снижение, констатирует аналитик «ВТБ капитала» Михаил Расстригин, ведь за последние три года тарифы на передачу энергии росли в среднем на 17–22%.

Сетевые компании тоже ждали большего. Летом предправления ФСК Олег Бударгин говорил, что ведомства обсуждают три варианта роста тарифа для его компании в 2012 г.: на 7,15% и на утвержденные ранее 26,4%. А менеджмент «Холдинга МРСК», по данным «Интерфакса», ожидал 10–12% роста (без учета тарифов ФСК).

Получить комментарии ФСК вчера не удалось. А представитель «Холдинга МРСК» от них отказался – до получения материалов Минэкономразвития.

Не самые оптимистичные прогнозы и для других энергокомпаний. Ожидания Минэкономразвития по росту общих цен в 2012 г., включая рыночные, – 7–7,5% при дифференцированном сценарии и 5,5–6,5% – при инфляционном (средние цены этого года к средним же ценам следующего). Для сравнения: прогноз на этот год – 12,7–13,5% роста.

Даже с учетом продаж электроэнергии на свободном рынке компании рискуют недополучить $2–2,5 млрд выручки, посчитал Расстригин.

Нужны субсидии

План Минэкономразвития по грузовым тарифам РЖД еще в августе описывали источники, знакомые с расчетами. И тогда монополия предупредила, что может получить 80 млрд руб. убытка только в 2012 г. – если будет индексация на 6% с 1 июля и не будет субсидий из бюджета.

Именно такая индексация предлагается по инфляционному варианту. А на 2013–2014 гг. – 5,5% роста с 1 июля.

Дифференцированный вариант предполагает, что с 1 января 2012 г. грузовые тарифы РЖД вырастут на 7,4%, в начале 2013 г. – на 6,4%, а в январе 2014 г. – на 5,5%. Ровно таким же был план, пока в апреле премьер Владимир Путин не поручил министерствам посчитать варианты для сдерживания инфляции.

Инфляционный вариант может ухудшить финансовое положение РЖД уже в 2012 г., признает Минэкономразвития в своих материалах, а из-за недоиндексации тарифов железнодорожная монополия недосчитается за три года 185–190 млрд руб. выручки и будет вынуждена сократить инвестпрограмму на 6–7% (предполагается, что ее объем составит более 1 трлн руб. на три года). Однако упоминаний о компенсациях из бюджета нет.

В начале года РЖД предлагала правительству увеличить грузовые тарифы в 2012 г. на 11,7%. Позже она согласилась с предложениями Минэкономразвития, но при условии выделения 40 млрд руб. компенсаций из бюджета.

Вчера представитель РЖД заявил, что единственный приемлемый для компании сценарий – дифференцированный: тогда убытки будут меньше, но все равно нужны 40 млрд руб. госсубсидий.

Минфин согласен выделить компенсации, конкретные цифры сейчас обсуждаются, говорит сотрудник министерства. Представитель Минфина на запрос не ответил (как и представители Минэкономразвития). Получить комментарии представителя правительства вчера не удалось. А чиновник одного из ведомств, которое участвует в обсуждении вопроса, отмечает, что после президентских выборов все планы на 2013–2014 гг. могут поменяться; однако будут ли потом менять тарифы 2012 г. – большой вопрос.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать