Таджикский суд отпустил Садовничего и Руденко

Дело летчиков может стать основанием для пересмотра политики России
РИА Новости

Суд Хатлонской области Таджикистана отпустил из-под стражи российского и эстонского летчиков Владимира Садовничего и Алексея Руденко, приговоренных 8 ноября к 10,5 года лишения свободы (по амнистии сокращено до 8,5). Суд удовлетворил требование прокурора Азима Азимова уменьшить срок наказания летчикам до двух лет шести месяцев и 14 дней, с применением закона об амнистии от августа 2011 г. уменьшить срок наказания на два года и с учетом уже отбытого наказания освободить пилотов в зале суда.

Приговор был слишком суров, говорил Азимов. При вынесении приговора были приняты во внимание личности подсудимых, сообщил журналистам после заседания судья Толибджон Азимов. Того, что приговор может быть смягчен, не исключал ранее генпрокурор Таджикистана Шерхон Салимзода, хотя 10 ноября он убеждал журналистов, что летчики понесли законное наказание.

Первый приговор российский МИД резко осудил, а президент Дмитрий Медведев на следующий день после его вынесения допустил возможность применения к Таджикистану асимметричных мер. После чего ФМС начала проверки документов трудовых мигрантов из Таджикистана и объявила о высылке почти 300 человек, хотя Медведев позже исключил, что действия ФМС связаны с решением таджикского суда.

Медведев приветствовал освобождение летчиков. Ситуация была на его контроле, по его поручению были проведены необходимые консультации, заявила журналистам пресс-секретарь президента Наталья Тимакова. Приговором удовлетворено и посольство, cказал советник посольства Дмитрий Кабаев. В России удовлетворены тем, что при пересмотре этого одиозного дела возобладал здравый смысл, заявил российский МИД.

Однако в деле летчиков точка не поставлена: с них не снято обвинение, что позволило Таджикистану конфисковать самолет Ан-72, заявил «Интерфаксу» сенатор Михаил Маргелов. Общественная палата России также относится к решению суда двояко, рассказал адвокат Анатолий Кучерена: «С одной стороны, мы рады, что Садовничий и Руденко оказались на свободе, но получается, что они все равно виновны. После разговора с Садовничим будем решать, что делать с приговором». По словам Кучерены, есть все возможности для обжалования приговора.

«Таджикистан выбрал такую лукавую форму ради сохранения своего лица, это дает официальным лицам право утверждать, что летчики были виновны, но благодаря гуманности вышестоящей инстанции и принимая во внимание просьбы России было принято решение их отпустить», - говорит эксперт российского Института стратегических исследований Аждар Куртов. Позиция Таджикистана не избавляет Россию от необходимости дать оценку причастным к фальсификации следствия и первого приговора прокуроров, следователей и надзорных органов, говорит Куртов, а также сделать выводы по работе российских дипломатов в Душанбе. По мнению эксперта, Россия не должна исключать введение санкций против таджикских чиновников, связанных с делом. Российские компании могут отказаться от инвестирования в важный для Таджикистана энергетический проект CASA-1000, не исключает эксперт.

В данном случае хватило мер административного и политического воздействия, но нынешняя ситуация подтверждает актуальность предложенного в конце весны законопроекта о защите российских граждан от действий иностранных чиновников, говорит председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев. Если закон будет принят, он станет механизмом воздействия, убежден Косачев.

На общественном уровне будет создан постоянно действующий общественный комитет по защите прав россиян за рубежом, рассказал Кучерена. На государственном уровне важно, чтобы работали дипломаты: если бы МИД с самого начала подключился к ситуации с летчиками, а посол навестил задержанных еще в мае, таких тяжелых последствий удалось бы избежать, уверен Кучерена. Он обещает, что комитет будет добиваться оценки действий посла России в Таджикистане Юрия Попова. Дипломатические работники впервые встретились с Садовничим и Руденко только на первом судебном заседании, говорит адвокат. После вынесения приговора Попов дважды встречался с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном и руководством таджикского МИДа, а также побывал на консультации в Москве.

В условиях отсутствия закона пришлось применять различные меры, действовать в том числе и методами парламентской дипломатии, говорит Косачев: «Важно, что Россия послала мощнейших сигнал, который показал, что она будет последовательно и жестко защищать своих граждан».

Однако скандал привел к имиджевым потерям для обеих стран, констатирует Куртов: на постсоветском пространстве больше пострадала репутация Таджикистана, но за пределами СНГ урон, понесенный Россией, больше — Запад на всем протяжении скандала критиковал ее за неадекватность мер. По сути, меры были правильные: если таджикские мигранты нарушали российское законодательство, они должны были понести наказание, не согласен Косачев.

Инцидент с участием летчиков произошел 12 марта 2011 г.:два самолета Ан-72 компании Rolkan Investments Ltd, командирами экипажей на которых были Садовничий и Руденко, завершив контракт на перевозку продуктов и гуманитарной помощи в Афганистане, вылетели из Кабула в аэропорт города Курган-Тюбе, предварительно получив разрешение на пересечение границы с Таджикистаном. Однако диспетчер «Таджикаэронавигации» заявил, что «на земле» разрешения нет, а потому самолеты должны вернуться в Кабул. Так как топлива на обратный путь у самолетов не было, пилоты совершили посадку в Курган-Тюбе, где и были задержаны. Суд Курган-Тюбе 8 ноября признал Садовничего и Руденко виновными в контрабанде, незаконном пересечении границы и нарушении правил полетов. Оба самолета Ан-72 конфискованы в пользу государства, напоминает "РИА Новости".