Британский бизнесмен в Китае знал, что ему грозит гибель

Британский бизнесмен Нил Хейвуд, скончавшийся в отеле Чунцина при невыясненных обстоятельствах, подозревал о грозящих неприятностях и принял меры предосторожности, передав адвокату документы, которые могут скомпрометировать семью опального китайского политика Бо Силая, сообщил друг покойного.

Во вторник Бо Силай был исключен из состава политбюро и ЦК Компартии Китая, а его супруга Гу Кайлай арестована по подозрению в причастности к убийству Хейвуда. Ранее Бо Силай был снят с поста председателя комитета Компартии Чунцина – крупнейшего китайского мегаполиса. Поводом послужил визит в американское консульство начальника полиции Чунцина Ван Лицзюня, сообщившего, что гражданин Великобритании был отравлен, поскольку между ним и супругой Бо Силая возникли разногласия.

В начале прошлого ноября Нила Хейвуда срочно вызвали в Чунцин на встречу с представителями семьи Бо Силая. Своему другу Хейвуд сказал, что «попал в беду». По словам друга, прилетев в Чунцин из Пекина, Хейвуд решил позвонить старым знакомым, но никто из них не отвечал. Затем Хейвуда препроводили в отель и оставили там одного ждать дальнейших распоряжений.

У Хейвуда были причины для беспокойства, и он решил подстраховаться. До отъезда в Чунцин он рассказал своему другу, что передал своему адвокату в Великобритании ряд документов с перечнем инвестиций семьи Бо Силая за границей в качестве «страховки» - на тот случай, если с ним что-то случится.

Он также поведал другу о нависшей над ним угрозе: его отношения с Гу Кайлай испортились, она опасалась предательства со стороны человека, входившего в круг близких семье людей, и наверняка знала о переданных адвокату документах.

В свете открывшихся обстоятельств заявление китайских властей о «предумышленном убийстве» англичанина выглядит более доказательным (многие сомневаются в объективном отношении к Бо Силаю ввиду той роли, что он играл в Компартии). До сих пор обвинения основывались на информации, переданной со слов Ван Лицзюня. Китайские СМИ сообщили вчера о теплых отношениях, связывавших Хейвуда с Гу Кайлай и ее сыном, и о возникновении «конфликта финансовых интересов». О конкретных обвинениях в адрес Гу Кайлай не говорилось.

Попытки связаться с Бо Силаем и его супругой не удались ни напрямую, ни через посредников. Мать покойного Энн Хейвуд отказалась прокомментировать сообщения и назвать адвоката, которому ее сын мог передать документы. Бухгалтер Хейвуда и его друзья сказали, что ничего не слышали ни о документах, ни об адвокате в Британии. Никто не смог подтвердить, что эти документы реально существуют.

Даже если их нет, все говорит о том, что Хейвуд смог установить необычайно тесные отношения с одним из ярчайших представителей партийной элиты благодаря своему уму и обаянию, но так и не освоился в мире китайской политики.

Родители Нила Хейвуда – представители среднего класса. Образование Хейвуд получил в Хэрроу, школе-пансионе для мальчиков на северо-западе Лондона, а затем в Уорикском университете, входящем в десятку лучших учебных заведений Великобритании. Китайский он изучал в Пекине, а затем переехал в город Далянь на северо-востоке страны, мэром которого в 1993-2001 гг. был Бо Силай.

Как рассказывал Хейвуд друзьям, с Бо Силаем он познакомился, написав ему письмо с просьбой о помощи в предпринимательской деятельности и с предложением помочь с привлечением иностранных инвестиций в город, который под руководством мэра превращался в центр новых технологий и моды.

В Даляне Хейвуд женился на китаянке Ван Лулу и основал несколько компаний, включая Neil Heywood & Associates, которая консультировала иностранных предпринимателей, желавших инвестировать средства в Китае. В это время Гу Кайлай также занималась консалтингом, основав фирму Horas Consultancy & Investment. О ее сотрудничестве с Хейвудом в ту пору ничего не известно.

С семьей Бо Силая Хейвуд сблизился, когда помог устроить их сына в британскую школу. Своим приятелям он рассказывал, что вошел в «ближний круг» из 12 друзей и советников Бо Силая и Гу Кайлай, включавший еще одного иностранца - французского архитектора Анри Девилье.

Архивные записи в Великобритании свидетельствуют о том, что в период 2000-2003 гг. Девилье жил по тому же адресу, что и Хорус Кайлай (под этим именем Гу Кайлай вела бизнес за рубежом), в курортном городе Борнмуте на берегу Ла-Манша. Местонахождение Девилье установить не удалось.

После того как в 2004 г. Бо был назначен министром торговли и переехал в Пекин, Хейвуд также переместился в китайскую столицу, где продолжал работать по фрилансу, оказывая частные консалтинговые услуги. Он работал консультантом в дилерском центре Aston Martin в Пекине. Кроме того, он проводил комплексную экспертизу деятельности для разных фирм, в том числе для Hakluyt - компании стратегической разведки, основанной выходцами из британской MI6, сообщил ее представитель.

Как рассказывают друзья Хейвуда, он любил подчеркнуть, что его работа в Китае связана с некоей тайной. Покойный носил льняные костюмы кремовых оттенков, разъезжал на «Ягуаре» и возил семью кататься на яхте вдоль побережья Даляня.

Когда в 2007 г. Бо Силай возглавил комитет Компартии Чунцина, Хейвуд поведал по крайней мере одному из своих друзей, что настолько сблизился с партийным боссом, что сопровождал его во время перелета в Чунцин, когда тот готовился занять новый пост. Несколько предпринимателей впоследствии сообщили, что Хейвуд присутствовал на встречах Бо Силая с иностранными чиновниками.

Хейвуд рассказывал друзьям, что Гу Кайлай всегда отличалась эмоциональной подвижностью, а в последние годы – повышенной нервозностью, возможно, из-за расследования по подозрению в коррупции в 2007 г. Близкие Гу люди сообщили, что она страдала депрессией.

В 2010 г. она потребовала от членов «ближнего круга» развестись с женами и принести ей клятву верности. Хейвуд отказался, и это вывело Гу из себя, рассказал друг покойного.

Весь следующий год Хейвуд провел в тревоге. Он просил приятелей и некоторых деловых партнеров не обсуждать по телефону щекотливых вопросов и не затрагивать их в переписке. По словам друзей, он курил больше, чем прежде, заметно облысел и набрал вес. Один из близких знакомых Хейвуда сообщил, что тот жаловался на «невыносимое давление», оказываемое семьей Бо Силая. Нескольким своим друзьям бизнесмен признался, что в будущем году собирается уехать из Китая. Друзья сделали вывод, что колебания в настроении Хейвуда и ощущение угрозы зависели от того, какими были его отношения с семьей Бо.

Британский журналист Том Рид за последние три года встречался с Хейвудом раза четыре. По его словам, они вместе обедали 8 ноября, и Хейвуд выглядел спокойным и счастливым. Он не заговаривал ни о возвращении в Чунцин, ни об опасности, хотя заметил, что некто из «ближнего круга» наговаривает на него Бо Силаю и это сказывается на их отношениях.

Как вспоминает другой приятель Хейвуда, бизнесмен вновь ощутил нависшую над ним угрозу, когда внезапно его вызвали в Чунцин и оставили одного в гостиничном номере. О чем должна была идти речь, Хейвуд другу не рассказал.

Что случилось дальше, остается загадкой. Ни британские, ни китайские власти не сообщили название отеля и не указали, когда было обнаружено тело.

По официальной версии, бизнесмен умер от отравления алкоголем. Его тело кремировали, не произведя вскрытия. Родным сообщили, что причиной смерти был сердечный приступ.

Перевела Анна Разинцева