Какими будут последствия приговора участницам Pussy Riot

Власти считают приговор участницам группы Pussy Riot нестрогим и закономерным. Оппозиция видит в приговоре новый стимул для мобилизации протестного движения, а социолог в этом сомневается
M.Metzel AP

Двухлетний приговор участницам группы Pussy Riot во многом обусловлен тем, что их оставили под арестом до окончания следствия, – такую тактику избрал Следственный комитет России, говорит чиновник администрации президента: если бы суд вынес условное наказание, получилось бы, что они полгода отсидели зря, а меньше двух лет по данной статье и при всех обстоятельствах преступления дать было невозможно. И если бы для Pussy Riot акция в храме Христа Спасителя была первой, они могли бы рассчитывать на более мягкий приговор, продолжает он, президент Владимир Путин говорил, что надеется на нестрогое наказание, так и получилось. По словам чиновника, помилование возможно лишь по просьбе самих девушек, а они уже заявили, что не будут обращаться к президенту.

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков прокомментировал приговор порталу Public Post коротко: «Я не судья» – и напомнил, что у них есть право на апелляцию.

Приговор феминизму

Судья Марина Сырова зачитывала приговор Екатерине Самуцевич, Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой более двух часов. Почти никто из журналистов не смог попасть в зал. Подсудимые слушали текст в наручниках (в продолжение процесса их снимали), иногда грустно улыбались. Когда судья Сырова произнесла «в целях восстановления социальной справедливости срок наказания не может быть условным», никто в зале не выразил удивления. На глазах Самуцевич стояли слезы.

Предусмотренные статьей 213 («хулиганство») «мотивы религиозной ненависти и вражды» судья нашла в феминистских взглядах подсудимых. «Феминизм не является религиозным учением, но его представители вторгаются в такие сферы общественных отношений, как мораль, нормы приличия, отношение к семье, – перечисляла Сырова. – Идеи превосходства одной идеологии над другой дают почву для взаимной вражды и ненависти. Ненависть и религиозная вражда со стороны подсудимых проявились и в ходе судебного заседания, что было видно по их поведению в ходе допросов потерпевших и свидетелей».

Судья отклонила аргументы адвокатов, утверждавших, что Pussy Riot судят по церковным, а не по светским законам. Ссылки на церковные нормы и правила поведения в храме используются исключительно для того, чтобы определить, нарушают ли действия подсудимых общественный порядок. Сырова не согласилась и с доводами защиты, что храм Христа Спасителя – не храм, так как принадлежит государству и только находится в пользовании Русской православной церкви (РПЦ): «Наличие в храме иных помещений, в том числе трапезной и автостоянки, не умаляет его статуса как храма».

Чтение приговора завершилось под крики «Позор!». На вторую инстанцию защита не надеется: понятно, что приговор писали не в Хамовническом суде и пересматривать его вышестоящий суд не станет, констатирует адвокат Виолетта Волкова, и возможности условно-досрочного освобождения у участниц Pussy Riot не будет – они уже имеют взыскания, в том числе за неправильно заправленные постели. «Революция нас спасет», – констатировал муж Толоконниковой Петр Верзилов.

Судья никак не мотивировала необходимость реального лишения свободы, отмечает адвокат Анна Паничева, хотя по закону такая мера применяется только в случае крайней необходимости; судья также не использовала возможности отсрочки приговора, которая может быть предоставлена родителям несовершеннолетних.

Повод для протеста

Представители «Единой России» назвали приговор логичным завершением процесса и свидетельством неотвратимости наказания; чрезмерно жестоким его сочла лишь депутат Госдумы от «Единой России», певица Мария Максакова. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский счел вердикт справедливым, и ЛДПР провела митинг в защиту РПЦ.

Против приговора выступили «Справедливая Россия» и КПРФ, хотя лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что выпорол бы девушек и что ему импонирует позиция РПЦ, которая после объявления приговора попросила проявить к Pussy Riot милосердие.

Приговор станет еще одной каплей в переполняющейся чаше терпения граждан и подстегнет протестную активность, считает депутат Госдумы, эсер Илья Пономарев.

Пономарев уверен, что ситуация с девушками из Pussy Riot дополнит список основных тем осенней волны протестных акций.

В пятницу в акции у суда приняло участие около 700 человек, около 60 было задержано, в их числе Гарри Каспаров и лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов.

Неоднозначность поступка Pussy Riot не позволит сплотиться и вдохнуть новую жизнь в то протестное движение, которое появилось после выборов в Госдуму, когда людей с разными политическими и религиозными взглядами объединяла идея гражданских прав и свобод, констатирует заместитель гендиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин: катализатором протеста не стали даже аресты по делу о массовых беспорядках 6 мая. Объединяет людей только то, что непосредственно их касается, – уровень жизни, перспективы на ближайшее будущее, поэтому общественное внимание проще привлечь к действиям правительства, считает социолог.

Человек, близкий к администрации президента, признает, что непрофессиональными действиями в деле Pussy Riot представители власти сами себе создали дополнительные проблемы, но власть еще может извлечь определенные плюсы. История с Pussy Riot поможет расколоть протест, выведя за рамки Болотной ее самую активную часть – националистов, полагает он.

Климат не изменился

Иностранные политики, комментируя приговор, указывали на чрезмерность наказания. Об этом заявили госдепартамент США, канцлер ФРГ Ангела Меркель и министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт. Представитель российского МИДа Александр Лукашевич в ответ указал, что в уголовном кодексе ФРГ есть деликты, совершаемые против религии и воззрения, которые караются лишением свободы сроком до трех лет.

Председатель Комитета гражданских инициатив и бывший министр финансов Алексей Кудрин уверен: «Имиджу и инвестиционной привлекательности страны нанесен огромный ущерб». По мнению редактора отдела развивающихся рынков Financial Times Стефана Вагштиля, к словам Кудрина бизнесу следует прислушаться. В своем блоге он советует бизнесменам взять паузу: суд над Pussy Riot еще раз показал избирательность российского правосудия, вердикт приведет к усилению протестов. «Чем более непредсказуемая среда, тем дороже юристы <...> Немногие иностранные руководители захотят спеть в храме Христа Спасителя, но захотят ли они работать в стране, где люди за это идут в тюрьму?»– риторически спрашивает Вагштиль.

На имидже страны процесс подобной громкости и неоднозначности сказывается, но влияние на инвестклимат он окажет слабый, ничего нового инвесторы не узнали, считает главный экономист BNP Paribas Юлия Цепляева.