Статья опубликована в № 3252 от 14.12.2012 под заголовком: Разорвать и перезаключить

Эксперты советуют кабмину ограничить импорт вооружений для российской армии

Импорт вооружений для Российской армии не прекратится, но его следует юридически ограничить, а невыгодные контракты расторгнуть, говорится в докладе экспертов для военно-промышленной комиссии правительства

Импорт вооружений проводится Минобороны бессистемно, отдельные образцы приобретались волюнтаристски и без серьезного научного обоснования. Об этом говорится в докладе «Россия как импортер вооружений», подготовленном группой экспертов общественного совета при председателе военно-промышленной комиссии вице-премьере Дмитрии Рогозине.

В отношении российских образцов проводились полные циклы испытаний и требовалось превышение характеристик над мировыми аналогами, в то время как для итальянских бронеавтомобилей Iveco или израильских беспилотников Searcher таких испытаний не было, отмечают авторы доклада. Требования по передаче технологий, обязательные сейчас у большинства стран – импортеров вооружений, тоже отсутствовали и в России проводится лишь отверточная сборка, говорит один из авторов доклада – Виктор Мураховский. В результате эти дорогостоящие образцы (только за Iveco и Searcher Минобороны готово заплатить в общей сложности свыше $1,8 млрд) не отвечают российским стандартам, не сопряжены с российскими системами вооружений и являются «белыми слонами», эксплуатация которых будет дорогостоящей, а боевая ценность – минимальной, заключает эксперт. По его словам, впредь все импортные образцы вооружений должны проходить полные испытания на соответствие российским военно-техническим стандартам.

Уже заключенные невыгодные контракты можно расторгнуть или перезаключить, настояв на передаче технологий и других встречных (офсетных) обязательств со стороны импортеров, считают авторы доклада. Примеры разрыва контрактов есть в практике России как экспортера вооружений. Так, китайцы отказались от сборки по лицензии 105 истребителей Су-27, сославшись на то, что самолеты не удовлетворяют требованиям ВВС Китая (реальной причиной было копирование этих самолетов), а Алжир – от 34 истребителей МиГ-29, придравшись к наличию контрафактных агрегатов.

При этом сам выбор российским военным ведомством Франции и Италии как главных поставщиков военных технологий правилен, сотрудничество именно с этими странами несет наименьшие политические риски, полагают эксперты. Но прежде чем заключать новые крупные сделки, необходимо срочно разработать законодательную базу, чтобы обязать Минобороны и другие ведомства настаивать на офсетных обязательствах, при этом техника должна действительно отвечать требованиям военных, говорит Константин Макиенко из Центра анализа стратегий и технологий.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать