Политика
Бесплатный
Бэла Ляув
Статья опубликована в № 3276 от 31.01.2013 под заголовком: Метро заплатит автобусу

Как будет функционировать столичная транспортная система

ГУП «Московский метрополитен» станет финансовым центром: он будет не только эмитировать все билеты на общественный транспорт, но и платить перевозчикам
Транспортная сеть Москвы будет зависеть от метро
С.Портер / Ведомости

Москва готовит концепцию новой маршрутной сети общественного транспорта, а уже в феврале может быть объявлен тендер на ее разработку. После создания схемы новой сети отдельные маршруты будут выставлены на торги. Предмет торга – стоимость 1 км в автобусе определенного стандарта; выигрывает перевозчик, предложивший минимальную цену, говорит заммэра по транспорту Москвы Максим Ликсутов. Пилотный проект, на котором власти планируют обкатать такую схему, начнется в мае – на автобусном маршруте №22 «Улица 8 Марта – НАМИ».

Как стало известно «Ведомостям», финансировать услуги перевозчиков городской департамент транспорта предлагает через ГУП «Московский метрополитен». «Данная стратегия была выработана, исходя из успешного мирового опыта модели управления общественным транспортом крупнейших мегаполисов мира – таких как Берлин и Париж. Основной посыл – уход от предвзятости частных операторов к ГУП «Мосгортранс» как к основному конкуренту в розыгрыше перспективной маршрутной сети Москвы», – объясняет представитель департамента.

Правительство Москвы должно выделить ГУПу дополнительную субсидию на оплату контрактов с перевозчиками. Собирать деньги с пассажиров, как это происходит сейчас, они уже не смогут – проезд будет оплачиваться единым билетом, говорит сотрудник мэрии. С февраля 2013 г. власти вводят единый билет, который действует на всех видах транспорта. Он создан на основе билета метро с возможностью пользоваться им и на наземном транспорте. Чиновники надеются включить до конца года в эту систему и пригородный железнодорожный транспорт.

Эмитировать новые билеты будет недавно созданный клиринговый центр метрополитена. До сих пор билеты для проезда в метро выпускал Московский метрополитен, а на наземный транспорт – ГУП «Мосгортранс», частные перевозчики сами собирали деньги с пассажиров.

Одна из целей новой схемы маршрутных перевозок – вывести игроков из теневого рынка. В городе, по информации Московского транспортного союза, работает около 70 коммерческих перевозчиков – по договорам на оказание услуг с департаментом транспорта. Весь рынок коммерческих перевозчиков Ликсутов оценивает в 60 млрд руб., из них половина – нелегальный сегмент. Всего, по оценкам департамента транспорта, коммерческие перевозчики занимают примерно 30% рынка, остальное – у «Мосгортранса».

После обкатки на пилотном проекте чиновники собираются выставлять на торги новые маршрутные сети, т.е. недавно созданные. Маршруты «Мосгортранса» трогать пока не будут, говорит сотрудник мэрии, но в перспективе его долю в перевозках город собирается снизить до 50%. Со временем эти меры должны полностью убрать с рынка маршрутки – контракты с ними завершаются в 2014–2015 гг. Город заинтересован, чтобы автобусы были более вместительные и ходили по жесткому графику, говорит Ликсутов.

«Сейчас город не платит ни копейки за услуги частных перевозчиков – а они перевозят 1,5 млн человек ежедневно», – сказал руководитель компании «Транс-вэй» Владислав Толстухин: если Москва перейдет к новой системе, это может отбросить рынок назад, в 1980-е гг. Толстухин приводит расчет: «Цена автобуса, соответствующего требованиям мэрии, – 7–10 млн руб., чтобы обслужить один маршрут, нужно около 10 машин. Это 100 млн руб. Рентабельность, с которой предлагает работать Москва, – 5–6%. За такие деньги можно найти более привлекательные проекты для инвестиций». Толстухин не исключает, что многие игроки уйдут и уже сейчас могут увеличивать стоимость проезда.

Стоимость 1 км на пилотном маршруте составит около 110 руб., ставка может снизиться, говорит представитель департамента.

Павел Аленичев, начальник управления перевозок ОАО «Группа «Автолайн», также скептически оценивает планы властей: только сам перевозчик может отслеживать и корректировать маршруты.

Частные перевозчики работают только на тех маршрутах, которые для них экономически выгодны, а длина маршрута только такая, где есть пассажиры, возражает Ликсутов: «Они не гарантированно возят льготные категории граждан и не всегда соблюдают стандарты обслуживания».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать