Квачков приговорен к 13 годам колонии за попытку организации восстания

Бывший полковник ГРУ, дважды оправданный по делу о покушении на Чубайса, отправится в колонию строгого режима за создание "ополчения"
Владимир Квачков/ А. Стенин/ РИА Новости

Мосгорсуд в пятницу приговорил к 13 годам колонии строгого режима 64-летнего бывшего полковника Главного разведывательного управления Владимира Квачкова, признанного виновным в попытке организации вооруженного мятежа, передает РАПСИ.

Соратник Квачкова, 62-летний Александр Киселев, приговорен к 11 годам строгого режима. Обоим подсудимым оставили воинские звания - их лишение привело бы к уменьшению пенсий, на которые в том числе живут их семьи.

Прокурор ранее потребовал для Квачкова 14 лет заключения в колонии строгого режима, лишения воинского звания и двух лет ограничения свободы. Сам Квачков свою вину не признал. Его защита заявила о намерении обжаловать приговор. "Незаконное и необоснованное решение, безусловно, будет обжаловано",- сообщила "Интерфаксу" адвокат Квачкова Оксана Михалкина. "Я обязательно обжалую приговор, но не уверена, что это что-то даст", - добавила она. В свою очередь другой адвокат обвиняемого, Алексей Першин, заявил, что будет обращаться во все судебные инстанции, чтобы добиться оправдательного приговора для Квачкова.

Старший научный сотрудник Центра военно-стратегических исследований Минобороны Владимир Квачков был впервые арестован 19 марта 2005 г. Тогда бывшего полковника ГРУ обвинили в подготовке покушения на главу РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса, под машиной которого за два дня до этого на одной из подмосковных дорог взорвалась мина. Сам Чубайс не пострадал. Кроме Квачкова по обвинению в причастности к покушению были арестованы два бывших военнослужащих спецназа ВДВ - Роберт Яшин и Александр Найденов. Всем троим были предъявлены обвинения в посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК) и покушении на убийство двух и более лиц, совершенном общественно опасным способом группой лиц по предварительному сговору (ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 105). Но в начале июня 2008 г. присяжные оправдали Квачкова, Найденова и Яшина, признав, что прокурорам не удалось доказать их вину. Всех троих освободили в зале суда.

Генпрокуратура обжаловала оправдательный приговор, и дело передано на новое рассмотрение. В сентябре 2010 г. его фигуранты снова признаны невиновными, законность приговора подтвердил 22 декабря Верховный суд. А 23 декабря Квачков был арестован по новому, возбужденному в тот же день, делу - о содействии терроризму и попытке организовать вооруженный мятеж. В расследовании участвовала ФСБ, а делу был присвоен гриф "секретно".

По версии ФСБ, Квачков, будучи под следствием, создал общественное движение "Народное ополчение имени Минина и Пожарского" (НОМП), в которое вошли патриотически настроенные молодые люди и попавшие под сокращение в результате реформы вооруженных сил армейские офицеры. Подразделения НОМП действовали в Тольятти, Самаре, Владимире и других городах. По данным следствия, Квачков, находясь под подпиской о невыезде, ездил по этим городам и занимался пропагандой, собирая "полк", который затем по его сигналу должен были захватить и разоружить местные воинские части, а затем отправиться в поход на Москву. Первое восстание, как полагало следствие, должно было произойти во Владимирской области - там даже были задержаны "ополченцы" из тольяттинского отделения НОМП с арбалетами, позже их отпустили.

Сам Квачков после возбуждения дела заявлял, что в основу его преследования легли показания лидера тольяттинского "полка" Петра Галкина, который был задержан ФСБ летом 2010 г. по подозрению в экстремизме и призывах к свержению власти, но затем освобожден из-под стражи и якобы дал показания против Квачкова. Экс-полковник также опровергал обвинения в заговоре.

Чубайс, комментируя в пятницу приговор Квачкова, заявил, что не держит зла на него и надеется на то, что суд был справедливым и учел возраст и прошлые заслуги обвиняемого. "Но, судя по взглядам Квачкова, которые он столь активно пропагандирует, он является опасным фашиствующим экстремистом, готовым приносить жизни людей в жертву своим диким идеям. Меня не удивляет, что он готовил мятеж. Утверждения же Квачкова о моей причастности к приговору свидетельствуют лишь о его неадекватности. Никакого отношения ни к следствию, ни к суду я, разумеется, не имел, да и не особенно интересовался этим процессом – у меня в жизни хватает и своих дел", - написал Чубайс в своем блоге в "Живом журнале".