Игорь Шувалов переводит активы в Россию

Как выяснили «Ведомости», один из самых обеспеченных чиновников – первый вице-премьер Игорь Шувалов решил перевести активы в Россию. Теперь в российском праве могут появиться удобные инструменты для хранения состояний – сейчас, как выяснил Шувалов, их нет
Игорь Шувалов увидел, что в России неудобно хранить деньги/ В. Шарифулин/ ИТАР-ТАСС

Семья Шуваловых в конце 2012 г. вскрыла свой слепой траст Severin (Британские Виргинские острова) и постепенно переводит иностранные счета и активы в Россию, рассказали «Ведомостям» два человека из окружения первого вице-премьера. Представитель Шувалова это подтвердил. По словам собеседников «Ведомостей», чиновник готовится к предстоящему запрету высокопоставленным госслужащим иметь счета и активы (за исключением недвижимости) за границей. Такой законопроект уже одобрен в первом чтении.

Стоимость активов, которые Шуваловы возвращают в Россию, ни собеседники «Ведомостей», ни представитель первого вице-премьера не раскрывают. Один из них лишь заметил, что среди активов есть как иностранные, так и российские ценные бумаги. Шувалов говорил, что передал активы в слепой траст в июне 2012 г. после серии публикаций в СМИ о доходах зарегистрированной по поручению супруги Шувалова Ольги багамской Sevenkey Limited (в 2008 г. его активы наследовала Severin). Sevenkey, по данным Barron's Online, заработала около $70 млн только на покупке структурами Алишера Усманова 13% Corus Steel. От операций с акциями «Газпрома» Sevenkey, по оценке FT, получила около $100 млн, а по данным источников WSJ – около $80 млн.

В 2011 г. (последние опубликованные данные, декларации за 2012 г. правительство планирует опубликовать сегодня) семья Шувалова получила доход 374,6 млн руб., следует из декларации вице-премьера. Из этой суммы сам он принес 9,6 млн руб., остальное – супруга. По размеру семейного дохода за 2011 г. Шуваловы заняли второе место среди членов правительства, уступив лишь вице-премьеру Александру Хлопонину ($488,8 млн). Знакомый Шувалова говорит, что за 2012 г. доход будет «примерно таким же».

Хлопонину не придется ничего переводить в Россию – у него за рубежом только недвижимость, заявил представитель вице-премьера.

Решив вернуть деньги в страну, Шувалов на собственной шкуре почувствовал пробелы в российском законодательстве, говорят собеседники «Ведомостей». Слепой траст был создан по англосаксонскому праву, он ограничивает вмешательство бенефициара в управление активами (см. врез), рассказывает знакомый Шувалова: «В нашей юрисдикции такая конструкция невозможна». Шувалов пытается создать для активов Severin в России аналогичный слепому трасту механизм на основе доверительного управления, продолжает он: конструкция неудобная, но можно, например, создать управляющую компанию с независимым комитетом.

Особенно беспокоят Шувалова вопросы наследования по российскому праву, добавляет он. Это подтверждает другой человек в окружении Шувалова: «В России нет механизмов передачи по наследству бизнес-активов, когда необходимо отделить управляющего от наследника и оговорить условия пользования наследством». Он считает, что законодательство в этой области будет корректироваться: обсуждение уже ведется. Представитель Шувалова это не комментирует.

На основе доверительного управления слепой траст, придуманный против конфликта интересов, не сконструируешь, считает старший юрист «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Максим Распутин. Если бенефициар траста не может просто так разорвать договор, в доверительном управлении это возможно в любой момент, приводит пример Распутин. «Какие бы ограничения вы ни прописали в договоре, есть форма отчетности, установленная ФСФР, – раз в квартал показывать клиенту состав портфеля и все сделки за период, мы должны быть полностью прозрачны перед ним», – добавляет директор департамента развития продуктов УК «Альфа-капитал» Вадим Погосьян.

Рабочая группа по созданию МФЦ подготовила поправки в Гражданский кодекс на этот счет, знает Распутин. Именно из-за законодательных пробелов не многие чиновники переводят активы в Россию, замечает Погосьян: «Очереди из них к нам не стоит». Рабочая группа по деофшоризации экономики, возглавляемая помощником президента Эльвирой Набиуллиной, обсуждала создание аналога траста в континентальном праве – штифтунга, правительство прорабатывает это предложение, говорит представитель экспертного управления президента.