КС: закон об НКО - иностранных агентах не противоречит Конституции

Конституционный суд признал законным порядок регистрации "иностранных агентов", но сумма минимального штрафа за нарушение закона - 300 000 рублей - является чрезмерной
Сергей Карпов/ ИТАР-ТАСС

Закон, обязывающий некоммерческие организации (НКО) с иностранным финансированием регистрироваться в качестве иностранных агентов, не противоречит Конституции, решил Конституционный суд (КС). По мнению суда, закон направлен на обеспечение информированности всех заинтересованных лиц о наличии финансовой поддержки организации.

Правовая конструкция "иностранный агент" не предполагает отрицательной оценки, а отрицательные смыслы, сложившиеся в советские времена, лишены конституционно-правового смысла.

Жалобу на закон об НКО-агентах подавали несколько общественных организаций и уполномоченный по правам человека Владимир Лукин. По мнению заявителей, закон нарушает несколько статей Конституции, в том числе право на свободу слова и на свободу членства в организациях. Содержащиеся в законе термины (например, «политическая деятельность») не отвечают требованию определенности правовых норм, что ведет к злоупотреблениям. А обязанность признавать себя иностранным агентом вынуждает правозащитников свидетельствовать против себя, поскольку термин «иностранный агент» имеет негативную окраску, настаивают заявители.

Лукин также ссылался на неадекватную меру ответственности: минимальный штраф за нарушение закона об иностранных агентах - 300 000 руб. С этим доводом КС согласился и объявил неконституционной соответствующую статью в Кодексе об административных правонарушениях (статья 19.7.5-2).

В феврале после жалобы Лукина и общественников несколько ведомств высказали свою точку зрения. Минюст заявил, что не видит в законе об иностранных агентах противоречий Конституции. Необходимость специального учета НКО-агентов - примерно то же самое, что регистрация в качестве индивидуального предпринимателя: не ограничивает в правах, а лишь «обеспечивает стабильность гражданского оборота», говорилось в отзыве министерства. По его данным, зарубежные транзакции российским НКО с ноября 2012 г. составили более 20 млрд руб., это и объясняет запрос общества на повышение открытости финансовой деятельности НКО. Что касается правовой определенности, то существует обширный перечень нормативных правовых актов, из которых возможно уяснить содержание понятия «проводимая государственными органами политика», наставляет Минюст, например, закон о государственной политике в отношении соотечественников за рубежом или указ президента о стратегии национальной безопасности.

Комитет Госдумы по делам общественных организаций оправдывал повышенный размер административных санкций за нарушение закона об иностранных агентах - это «свидетельствует об особой защите государством отношений в области регулирования НКО».

Заместитель генпрокурора Сабир Кехлеров настаивал, что термин «агент» широко используется в действующем законодательстве, бывают налоговые агенты, финансовые и страховые. Дополнительные требования к финансируемым из-за рубежа НКО не могут рассматриваться как «свидетельствование против себя», уверен он, это нужно исключительно для организации должного контроля.