Мосгорсуд считает, что инкриминируемое Владимиру Евтушенкову преступление не относится к предпринимательской деятельности


Инкриминируемое председателю совета директоров АФК «Система» Владимиру Евтушенкову преступление не относится к совершенному в сфере предпринимательской деятельности, считает Мосгорсуд. Об этом говорится в апелляционном постановлении на жалобу адвокатов Евтушенкова, которые обжаловали его домашний арест (опубликовано вчера на сайте Мосгорсуда).

Оспаривая арест, адвокаты апеллировали к статье 108 УПК, которая запрещает арестовывать предпринимателей, обвиняемых в мошенничестве или хищении. Этот запрет распространяется на лиц, обвиняемых в преступлениях в сфере экономики (в их число входит и легализация средств, полученных незаконным путем, которую инкриминируют Евтушенкову), если их личность установлена, они имеют постоянное место жительства, не нарушали ранее избранную меру пресечения и не скрывались от следствия. Адвокаты указывали, что все эти условия выполнены, но Мосгорсуд на их доводы не отреагировал, лишь указав, что «Евтушенков обвиняется в совершении преступления не в сфере предпринимательской деятельности, характеристика которой изложена в статье 2 ГК», и что инкриминируемое ему преступление, «причастность к которому подтверждена представленными в суд материалами», предполагает наказание свыше трех лет лишения свободы.

Адвокаты Евтушенкова вчера были недоступны для журналистов.

Запрет на аресты предпринимателей был введен в 2010 г. с подачи президента Дмитрия Медведева. Оговорка о предпринимательской деятельности была сделана специально для таких преступлений, как мошенничество и хищение, ведь их совершают не только в сфере экономики, объясняет бывший депутат, принимавший участие в подготовке поправок. Но на статьи, перечисленные в главе 22 УК (в их число входит и легализация), запрет ареста распространяется без всяких оговорок, ведь это по определению преступления в сфере бизнеса.

Санкционируя аресты предпринимателей, суды часто ссылаются на то, что инкриминируемые им преступления не связаны с предпринимательской деятельностью, это стандартная отговорка, говорит адвокат Вадим Клювгант. Он вспоминает, что под тем же предлогом в свое время Мосгорсуд одобрил арест Ходорковского и Лебедева по второму делу ЮКОСа (позже Верховный суд это решение признал незаконным и отменил). Но такая установка применима только к обвинению по статьям 159 и 160 - по всем остальным статьям, перечисленным в части 1.1 статьи 108 УПК, такой критерий, как отнесение к предпринимательской деятельности, применяться вообще не должен.