Конституционный суд запретил скрывать от родственников обстоятельства смерти их близких

Конституционный суд запретил скрывать от родственников обстоятельства смерти их близких. Но решать, что можно рассказать, будут сами чиновники
Dmitry Markov/ Reuters

Конституционный суд запретил следствию скрывать от родственников и их адвокатов обстоятельства смерти граждан со ссылкой на государственную тайну. Такое решение (опубликовано на сайте суда) судьи приняли по жалобе Олега Лаптева, брат которого в 2012 г. был найден мертвым в изоляторе временного содержания МВД Республики Марий Эл. Заявитель добивался возбуждения по этому факту уголовного дела, однако ему отказали, а обжаловать это решение он не мог из-за засекреченных материалов доследственной проверки.

Конституционный суд признал соответствующими Основному закону страны оспоренные положения закона «О государственной тайне», которые регламентируют доступ граждан к секретным данным. Однако, отмечается в решении суда, эти нормы не предполагают ограничение права лица, требующего возбуждения уголовного дела в связи с гибелью своего близкого родственника, на изучение материалов, ставших основанием для отказа в возбуждении такого дела. Не подлежат засекречиванию сведения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также о фактах нарушения законности органами госвласти, напоминает Конституционный суд. Отказ в предоставлении подобных сведений не может объясняться наличием в них гостайны в области оперативно-розыскной деятельности. В то же время суд не подвергает сомнению необходимость защиты определенной информации - например, об оперативниках, внедренных в преступные группировки. Исходя из этого, следственные и оперативные органы должны тщательно подходить к своей работе, чтобы секретные сведения не попадали в открытые для ознакомления материалы дела, указывают судьи.

«Основная проблема этого дела не в разрешении правовой коллизии: «у родственников есть право знать, а у государства - право хранить свои секреты», - подчеркивает судья-докладчик Александр Бойцов. - Задача в том, чтобы не допустить самого появления такой коллизии». Позаботиться о том, чтобы в материалах проверки содержались только те сведения, которые необходимы для принятия решения о возбуждении уголовного дела, обязаны должностные лица, объясняет он.

Это очень своевременное решение Конституционного суда, говорит председатель Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова. Она отмечает, что в самом решении речь идет о действиях правоохранительных органов, но именно сейчас этот принцип может быть применен шире: знания о том, что происходило с их детьми, очень не хватает родителям российских военнослужащих, погибших, согласно официальным формулировкам, «вне мест постоянной дислокации», и при этом неизвестно, где именно и при каких обстоятельствах, подчеркивает Мельникова.

Депутат псковского заксобрания Лев Шлосберг, которому Главная военная прокуратура на днях отказалась сообщить детали смерти 12 российских военнослужащих, якобы погибших на Украине (см. врез), большого оптимизма не испытывает. Теоретически решение Конституционного суда может сыграть определенную роль в доступе к информации, но какова должна быть процедура - до конца не ясно. Скорее всего, это станет понятно только после появления определенной практики, могут понадобиться дополнительные обращения в Конституционный суд и его разъяснения, предупреждает депутат.