Госдума ужесточила правила финансирования партий и кандидатов на выборах

Госдума приняла поправки об ужесточении правил финансирования партий и кандидатов на выборах. Власть проводит курс на изоляцию партийной системы, считают эксперты
Поводом для новых ужесточений стала мэрская кампания Алексея Навального/ А. Астахова/ Ведомости

Принятый вчера во втором чтении законопроект предполагает внесение более 30 поправок в законы о партиях, о выборах разных уровней, а также в Кодекс об административных правонарушениях. Теперь партиям будет запрещено принимать пожертвования от некоммерческих организаций (НКО), выполняющих функции «иностранного агента», а самим «агентам» запрещается любая деятельность, связанная с выборами. Незаконными признаются все сделки партий с иностранными гражданами и организациями, отдельный запрет наложен на финансирование партий и кандидатов на выборах через посредников. В разы увеличены размеры административных штрафов за подкуп избирателей и различные нарушения при финансировании выборов. При этом штрафовать будут как получателей «неправильных» денег (партии и кандидатов), так и самих жертвователей и даже посредников, через которых сделаны взносы (см. врез).

«Речь идет о том, чтобы исключить любую возможность иностранного влияния на организацию и проведение выборов. Одновременно решается и задача, связанная с обеспечением чистоты и прозрачности самих выборов», - считает первый замруководителя фракции «Единая Россия» Франц Клинцевич. «Никаких дискуссий не было, все прошло тихо и спокойно, все фракции признают важность этого законопроекта. Когда мы выявляли финансирование «Единой России» из непонятных фондов с иностранными деньгами, им это сходило с рук, с этим законом такого не будет. Аналогичная система работает в США, там сложно представить, что иностранные организации принимают участие в выборах», - говорит Сергей Обухов (КПРФ). Он отмечает, что разовая возможность профинансировать партию остается у НКО, получающих иностранные деньги, но не признанных «агентами», но после этого такая НКО будет автоматически внесена в реестр «агентов».

Запрет на финансирование через посредников исключает непрозрачность механизмов, а подтолкнула к этим поправкам незаконная схема финансирования Алексея Навального через «Яндекс.Деньги» во время выборов мэра Москвы 2013 г., говорит зампред фракции ЛДПР Алексей Диденко: «Мы должны защищать свою избирательную систему от иностранных вмешательств, эта практика работает во многих странах, должны быть высокие штрафы, которые бы отбивали охоту».

Такие законопроекты очень выгодны думским партиям и очень невыгодны для развития избирательной системы, считает эксперт по выборам Андрей Бузин: «Штрафы для жертвователей и посредников задним числом бьют по схемам, придуманным оппозиционерами на выборах мэра Москвы. Это существенно повлияет на возможность и желание финансирования у любых общественных организаций и граждан». Но в первую очередь закон направлен против наблюдателей и таких организаций, как «Голос», уверен Бузин. А вот финансирование партий НКО-«агентами», по его мнению, трудно представить в нынешних условиях: «Признанные агентами четко ведут документацию, и их расходы прозрачны, а те, кто не признан агентом, тем более будут опасаться любого соприкосновения, поэтому закон в этой части скорее носит устрашающий характер».

С тем, что финансирование партий «агентами» - это иллюзия, согласен и сопредседатель движения «Голос» Григорий Мельконьянц: парламентские партии получают деньги от государства, остальные - из частных пожертвований, НКО никогда этим не занимались. Этот закон едва ли будет работать, так как скорее он направлен на ограничение любых контактов партий с иностранными организациями, продолжает Мельконьянц: «В законе идет речь о запретах сделок, а под это понятие может попасть любое сотрудничество - проведение конференций или лекций, поэтому закон закладывает правовую неопределенность, которую в дальнейшем можно будет использовать как рычаг давления, и все будущие судебные споры, скорее всего, будут именно вокруг понятия «сделка». Это выглядит как психологическая атака на партии и продолжение курса на изоляцию, заключает эксперт.