Монополия адвокатов на оказание юридических услуг в России откладывается


Реформа адвокатуры откладывается, а судебным приставам не передадут полномочия по конвоированию подозреваемых и обвиняемых. Это следует из поправок к госпрограмме «Юстиция», опубликованных Минюстом на сайте раскрытия информации. Программа, рассчитанная до 2020 г., утверждена правительством в апреле прошлого года и направлена на «развитие в обществе правовой модели поведения граждан». Значительная ее часть посвящена реформе рынка юридических услуг. К сентябрю этого года Минюст должен был подготовить концепцию регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Итогом этой реформы должно было стать установление «адвокатской монополии», т. е. ситуация, когда юридические услуги гражданам могли бы оказывать только адвокаты (профессиональные юристы). Однако, следует из пояснительной записки, обсуждение реформы адвокатуры затягивается «в связи с необходимостью выработки единой согласованной позиции» всеми заинтересованными сторонами. Итоговая редакция документа появится только к концу 2015 г. Попутно решено отказаться от такого показателя эффективности программы, как «доля граждан, удовлетворенных качеством юридических услуг, от общего числа граждан, обратившихся к адвокатам». Такой оценке подлежат только государственные и муниципальные услуги, поясняют авторы проекта, адвокатские услуги в эту категорию не входят.

Откладывается внесение поправок в закон об исполнительном производстве. Как следует из пояснительной записки, в Минюсте подготовили проект поправок в этот закон, позволяющий взыскателю оставить в счет погашения долга арестованное судебным приставом-исполнителем имущество должника - правда, только с согласия последнего. Правило не будет распространяться на заложенное имущество и предметы, имеющие историческую и художественную ценность. Также в ведомстве испытывают затруднения с подготовкой предложений о введении уголовной ответственности за злостное неисполнение решений судов по гражданским делам. После того как из уголовного законодательства изъяли такой квалифицирующий признак «злостной неуплаты штрафа», как сокрытие доходов от принудительного взыскания, «злостность» уклонения характеризуется единственным признаком - фактом неуплаты штрафа в срок, отмечается в пояснительной записке к поправкам. Это создает сложности в правоприменении, поскольку понятие «злостный» подразумевает неоднократность, считают авторы.

Служба судебных приставов (ФССП), следует из документа, так и не получит функции МВД по конвоированию подследственных и осужденных в суды. Такие полномочия должны были отойти к ведомству в ходе реформы МВД. Предложение не поддержано Минфином, так как это потребовало бы дополнительных бюджетных расходов. Откладывается и наделение ФССП оперативно-розыскными функциями: как поясняют в Минюсте, это возможно только после предполагаемого в 2016 г. признания ФССП особым видом госслужбы.