Российские власти считают заместительную терапию наркомании опасной для общества

По мнению чиновников, такие меры ведут к росту наркомании и даже к терроризму
Михаил Почуев/ ТАСС

Введение в России программ заместительной метадоновой терапии повышает риски увеличения незаконного оборота наркотиков, роста уровня коррупции в системе здравоохранения и в правоохранительных органах, а также грозит накоплением «массы зависимых от метадона и бупренорфина лиц, которых легко склонить к преступной деятельности и терроризму, направленных против государства в целом, представителей органов власти». Об этом говорится в меморандуме российских властей, поданном в ответ на жалобы в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) трех героиновых наркоманов на отказ в предоставлении им заместительной терапии с использованием метадона и бупренорфина (оба препарата запрещены к применению на территории России). Заявители расценивают это как отказ в адекватной медицинской помощи со стороны властей. Первая из жалоб была подана еще в 2010 г., но коммуницировал все три ЕСПЧ только минувшим летом.

Суд интересовался у российских властей причинами полного запрета в России этих препаратов и спрашивал, не являются ли заявители жертвами дискриминации на основании состояния их здоровья.

Никакой дискриминации нет, утверждается в российском меморандуме. Заявителям была доступна бесплатная медицинская помощь «в соответствии с российскими стандартами оказания медицинской помощи по профилю «наркология». Метадоновые программы же являются способом легализации тяжелых наркотиков. «Дискриминацией является сама «заместительная терапия», представляющая собой суррогатную форму медицинской помощи, обрекающую ее получателей на практически пожизненную наркотизацию, - говорится в меморандуме. - Дискриминацией является также утаивание от клиентов «заместительной терапии» или искажение правды о ее негативных последствиях». Авторы меморандума ссылаются на статистику, свидетельствующую о высокой смертности среди участников программ заместительной терапии, а также показывающую, что от других наркотиков получатели такой терапии в большом количестве случаев не отказываются.

В меморандуме приводятся данные по Крыму, на территории которого во время нахождения под юрисдикцией Украины реализовывались программы заместительной терапии. В результате заболеваемость наркоманией и смертность выросли более чем вдвое по сравнению с Россией, при этом 90% закупавшегося за бюджетные средства метадона переходило в незаконный оборот, а 65% клиентов заместительной терапии одновременно с метадоном продолжали употреблять другие наркотики, говорится в меморандуме. В настоящее время реализация этих программ прекращена, их участники, за исключением уехавших на Украину (менее 8%), переведены на российские стандарты лечения и реабилитации. «При этом рост смертности среди потребителей наркотиков не отмечен», - говорится в меморандуме.

Между тем в январе специальный посланник генерального секретаря ООН по СПИДу в Восточной Европе и Центральной Азии Мишель Казачкин заявил о том, что от 80 до 100 из 805 живших в Крыму героиновых наркоманов, получавших заместительную терапию, уже умерли в результате суицида или передозировки. В Минздраве эту информацию опровергли: по данным ведомства, с момента вхождения Крыма в состав России и по 31 декабря 2014 г. там умерло всего семь человек, ранее участвовавших в программах заместительной терапии, годом ранее таких было почти вдвое больше.

Как рассказала «Ведомостям» ад­вокат Ирина Хрунова (она представляет в ЕСПЧ заявителей Ирину Теплинскую и Алексея Курманевского), суд привлек Казачкина к участию в деле в качестве третьей стороны. Он поддержал позицию заявителей, говорит Хрунова, применение заместительной терапии - научно доказанный вид наркологической помощи, принятый во всех цивилизованных странах.