Правительство расширило полномочия экспертного совета

Отзывы правительственных экспертов станут обязательными для рассмотрения
Расширение полномочий совета обсуждалось почти три года, вспоминает его бывший участник, против был один из вице-премьеров/ А. Махонин/ Ведомости

Экспертный совет при правительстве сможет наравне с органами исполнительной власти участвовать в согласовании законопроектов. Его заключения станут обязательными для министерств.

Соответствующие изменения в регламент работы правительства были одобрены правительством в четверг, заявил министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов. Документы, которые будет рассматривать совет, определит председатель правительства, сообщил министр. Также совет получил право готовить проекты актов, высказывать свои собственные предложения относительно того, какие вопросы должны быть согласованы с экспертами, участвовать в заседаниях правительства.

Михаил Абызов
Министр по вопросам открытого правительства

С самого начала была определена задача сформировать экспертный совет не как орган закрытый или элитный клуб, а большую экспертную площадку. Сегодня в его состав входит 363 человека, за три года уже была проведена его ротация, три раза он был обновлен

«Позиция совета должна не просто рассматриваться, она должна быть учтена», – конкретизировал премьер-министр Дмитрий Медведев (цитата по «Интерфаксу»). Расширены полномочия и самого министра – теперь он сможет согласовывать проекты актов до их внесения в правительство и направлять свои замечания. Раньше заключения совета носили рекомендательный характер, а его членов не привлекали к работе над документами. Все это снижало эффективность экспертной работы, признает Абызов.

Расширение полномочий совета обсуждалось почти три года, вспоминает его бывший участник, против был один из вице-премьеров.

Сейчас, чтобы довести позицию, нужно записаться на прием к министру, но министры не принимают и на пять минут, сетует один из членов совета, а теперь министерства хотя бы будут демонстрировать уважение и считаться с экспертами. Хотя отдельные темы закрепились за открытым правительством с начала его работы, приобрести реальное влияние, сопоставимое с федеральным отраслевым министерством, ему никак не удавалось, говорит федеральный чиновник: отдельные инициативы в лучшем случае обсуждались на рабочем уровне.

Сам Абызов всегда проявлял активность – предлагал коллегам по правительству рассмотреть с участием экспертов вопросы регулирования, крупные инвестпроекты, вспоминает другой чиновник.

Это важная организационная подвижка, признает один из членов совета, но у решения правительства есть риски, сейчас экспертного совета просто нет. Из 363 человек работают только 10–15 экспертов, согласен бывший участник совета: работа в совете не оплачивается, это тоже одна из причин неэффективности его деятельности.

Работа идет интенсивная, не согласен директор Центра технологий госуправления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте (РАНХиГС) Владимир Южаков, разработчики прислушиваются к нам, готовы учитывать позицию совета. Наиболее явные результаты от работы совета, когда эксперты напрямую получают поручения от правительства, говорит старший научный сотрудник РАНХиГС Вадим Новиков, таких случаев много.