Дело о перекрашенной в цвета украинского флага звезде дошло до суда

Обвиняемые в хулиганстве и вандализме россияне ответят за украинского руфера
Защита настаивает, что все бейсджамперы – «аполитичные люди и оказались в ненужное время в ненужном месте»/ Прокофьев Вячеслав/ ТАСС

Таганский суд Москвы во вторник отказался удовлетворить ходатайство защиты о возвращении в прокуратуру дела о покраске звезды высотки на Котельнической набережной в цвета украинского флага. Обвиняемыми проходят пять россиян: бейсджамперы Анна Лепешкина, Александр Погребов, Алексей Широкожухов и Евгения Короткова уже год находятся под домашним арестом, а руфер из Санкт-Петербурга Владимир Подрезов – в сизо (см. врез). Следствие установило, что звезду раскрашивал украинский руфер Павел «Мустанг» Ушевец, ему помогал Подрезов, а четверо других прыгали с крыши, чтобы привлечь внимание к акции. Следствие заочно арестовало Мустанга, объявив его в розыск, но Украина отказала в его выдаче.

Защита настаивает, что все бейсджамперы – «аполитичные люди и оказались в ненужное время в ненужном месте». Были проверены все телефоны подзащитных и их связь с Мустангом доказать не удалось, заявил адвокат Короткова Валерий Лавров: «Обвинительное заключение настолько не конкретизировано, что у нас нет возможности защищаться от абстрактного обвинения: бейсджамперы не имеют никакого отношения к вещам, которые совершил украинский руфер, повесивший флаг и раскрасивший звезду». Адвокаты попросили пересоставить обвинительное заключение, чтобы в нем объяснялось, каким образом прыжок с парашютом дестабилизировал обстановку и как он мог вызывать ненависть или спровоцировать ее, сообщил Лавров. По словам защитников, из всех фигурантов дела с Мустангом был знаком только Подрезов, утверждающий, что остальных он не знает. Бейсджамперы отказались давать показания, но ряд следственных действий все-таки был произведен, а это грубое нарушение права на защиту, добавила адвокат Погребова Ольга Лукманова: «Мы не были уведомлены о составе следственной группы, что также нарушает право на защиту, в обвинении отсутствует состязательность». На следующем заседании защита планирует ходатайствовать о допросе свидетелей и исключении доказательств.

В чем виноваты

Обвиняемым вменяются две статьи УК – 214-я (хулиганство по мотивам национальной ненависти, до семи лет лишения свободы) и 214-я (вандализм, до трех лет). Слушание дела по существу начнется 17 августа.

Есть несколько оснований для возврата судом дела прокурору, но это не означает реабилитации обвиняемых, поясняет управляющий партнер адвокатского бюро ЕМПП Сергей Егоров. После устранения недостатков дело может быть повторно направлено в суд для рассмотрения по существу. «Здесь можно усмотреть признаки вандализма, под которым понимается в том числе осквернение зданий и иных сооружений. А какие цели на самом деле преследовали участники акции – защите предстоит доказать, что они во всяком случае не связаны с желанием нарушить закон», – говорит юрист. Приговор в любом случае будет обвинительным, а если суд не вернул дело, значит, доказательств хватает, предполагает адвокат «Князев и партнеры» Игорь Симонов: «Вандализм применяется, когда совершено какое-либо публичное действие. Сам прыжок привлекает внимание к действию».

Градус истерии не может поддерживаться на одном уровне, эту историю все подзабыли и года, который люди провели под домашним арестом и в сизо, государству для жертвы должно быть достаточно, считает член «Мемориала» Сергей Давидис (в апреле «Мемориал» признал всех обвиняемых политзаключенными). «Политические мотивы власти здесь очевидны, об этом говорит сам факт возбуждения дела по такому незначительному поводу и отсутствие доказательств. Но Мустанга поймать не удалось, а иметь виновных под рукой было необходимо», – подчеркивает правозащитник.