Белый дом поддержал Москву в споре с Госдумой

Правительство предлагает расширить полномочия столичного департамента транспорта
У правительства Москвы будет отдельная компетенция администрировать штрафы/ Е. Разумный/ Ведомости

В четверг первый зампредседателя правительства России Игорь Шувалов предложил расширить полномочия правительства Москвы по взиманию штрафов за нарушение правил дорожного движения. «Вы знаете, что у нас наибольшее количество автомобилистов все-таки в Московском регионе. Мы подготовили совместно с Москвой законопроект о том, чтобы по штрафам у правительства Москвы была отдельная компетенция администрировать эти штрафы. Они знают, как добиться того, чтобы деньги с должников собрать», — сказал Шувалов на заседании федерального правительства (цитата по ТАСС).

Речь идет о правительственном законопроекте о передаче столице полномочий по сбору штрафов по результатам фото- и видеофиксации. Депутат Госдумы, сопредседатель московского отделения Общероссийского народного фронта Вячеслав Лысаков разработал альтернативный законопроект, предполагающий создание единого федерального центра фиксации нарушений, и в Думе хотят, чтобы эти проекты рассматривались параллельно. Москва же, в свою очередь, хочет еще и увеличить срок давности рассмотрения дел в отношении нарушителей правил дорожного движения с двух до 12 месяцев: по мнению разработчиков проекта, в отведенное время не всегда удается установить личность нарушителя.

Шувалов попросил премьер-министра Дмитрия Медведева помочь в принятии Думой законопроекта по передаче полномочий. «Он жестковат. Понятно, что теперь все накопленные неплатежи, которые нарушители сейчас имеют возможность не оплачивать, — такой возможности у них практически не будет, если у правительства Москвы появится такая компетенция», — объяснил вице-премьер. Правительство хочет опробовать новый порядок в качестве эксперимента в Москве и в случае успеха распространить его на другие регионы.

Странная просьба о продвижении законопроекта — он ждет своей очереди и направлен в рассылку, замечает Лысаков. Передавать такие полномочия всем регионам — значит приближать майдан, считает депутат: "Поэтому мы и создали альтернативный проект, чтобы у регионов не было соблазна распоряжаться этими штрафами".

"Идея об увеличении срока давности вообще противоречит Административному кодексу и не приносит никакой пользы — совершенная ерунда, что они не успевают обрабатывать штрафы за два месяца", — говорит член Совета по правам человека (СПЧ) Кирилл Кабанов. Это бизнес-подход и вся эта история создана ради увеличения сбора средств, полагает он. На заседаниях СПЧ его члены просили обосновать этот подход и объяснить, на что идут деньги, но ответа не получили, напоминает эксперт. "Эти меры увеличивают социальную напряженность, а отвечать за них будет не Шувалов и не Ликсутов (руководитель департамента транспорта Москвы. - "Ведомости"), которые будто специально раскачивают лодку, а президент", — предупреждает Кабанов.

Желанием собрать больше денег не стоит руководствоваться в сфере безопасности дорожного движения, считает председатель "Движения автомобилистов России" Виктор Похмелкин. Федеральное законодательство должно быть единым для всех — нельзя применять что-то только в одном регионе, особенно когда эти идеи противоречат здравому смыслу, объясняет он.