Российским партийцам есть чему поучиться у британских

Опыт референдума по Brexit можно использовать в думской кампании, уверены политтехнологи
Ключевой вызов для партии власти – не дать выборам превратиться в голосование по доверию правящей элите/ Е. Разумный/ Ведомости

Российские партии могут использовать опыт Brexit, следует из доклада «Минченко Consulting» «Уроки Brexit для России». Так, высокая уверенность в победе, как это было у противников выхода Великобритании из ЕС (кампания Remain), может привести к снижению мотивации элит на выделение ресурсов и электората на участие в голосовании. Подобный риск есть у «Единой России» и других партий. Так, эсеры остро реагируют на мнение, что могут не набрать 5%, и этим демобилизуют избирателей, говорит автор доклада Евгений Минченко.

Другие выводы

Анализ поведения соцсетей оказывается прогностически точнее, чем соцопросы (в России это может коснуться городов-миллионников), эффективность использования страхов недостаточно высока, апелляция к внешним игрокам не будет иметь позитивного эффекта, говорится в докладе.

Ключевой вызов для партии власти – не дать выборам превратиться в голосование по доверию правящей элите и конкретно правительству, полагает Минченко. На поддержку кампании Leave повлиял высокий уровень недоверия элитам, поэтому на выборах в Госдуму надо обратить внимание на рейтинги власти в целом. При этом эффективная кампания невозможна без согласования интересов всех элит. Оппозиции необходима стержневая тема и четкое нишевое позиционирование, сейчас это размыто, говорит Минченко: «У «Единой России» понятная логика: «Мы давно работаем». При этом КПРФ имела шанс выйти на 30% за счет новых лиц и колеблющихся, но в итоге не нашла новых идей». Так, у сторонников позиции Leave успешно сработала тема с миграцией. Рынок политтехнологий глобализуется, уверен Минченко: «На примере Brexit, американских выборов мы видим следующие тенденции: антиглобализм, возвращение национализма, радикализацию электората, а также антиистеблишментные настроения».

Успешность кампании Brexit связана с тем, что люмпены были долгое время отстранены от принятия решений, поэтому они пришли на участки, к тому же было сильное давление на англичан со стороны других стран, говорит депутат «Единой России» Александр Сидякин: «Если Касьянов говорит о поддержке США, то он не получает голоса. «Единая Россия» вообще не апеллирует к внешним врагам. Программа партии основана на обсуждении с разными стратами общества и экспертами». Минченко считает, что «Справедливая Россия» не наберет 5%, говорит эсер Александр Бурков: «Поэтому мы будем бороться за каждый голос. Это партия власти находится в эйфории, полагая, что кризис в стране не настолько трагичен и что они являются партией президента, хотя во главе партии премьер Дмитрий Медведев». О необходимости стержневой темы говорить еще рано, считает он, поскольку избирательная кампания только началась.

Политолог Алексей Макаркин согласен с тем, что есть риск переоценить свои возможности на выборах: «Ожидается низкая явка, но ситуация может измениться. Поэтому если власть будет проводить инерционную кампанию, а оппозиция опустит руки, то это приведет к ошибкам, социологи могут просто не успеть предсказать изменения». Он также согласен с тем, что партии власти нужно отделить себя от правительства и рационально минимизировать его роль в кампании, что она и делает, продвигая себя как партию президента. Однако партия одной темы на выборах может проиграть, считает Макаркин: «Логика референдума не такая, как логика выборов. На выборах от партий люди все-таки ждут ответов на многие вопросы».