Жителей регионов президент интересует больше, чем региональная власть

Хотя местные СМИ чаще пишут о губернаторах, выяснили эксперты
С точки зрения СМИ, подавляющее большинство регионов в мае оказались губернатороцентричными, т. е. на одно упоминание президента приходится больше одного упоминания руководителя региона
С точки зрения СМИ, подавляющее большинство регионов в мае оказались губернатороцентричными, т. е. на одно упоминание президента приходится больше одного упоминания руководителя региона / Интерпресс / PhotoXPress

Примечательно, что на эти показатели пока почти не повлияли стартовавшие губернаторские кампании. В топ-5 губернатороцентричных субъектов предвыборных регионов вообще не оказалось. Выше среднего коэффициент у руководителей Свердловской области Евгения Куйвашева (0,84) и Севастополя Дмитрия Овсянникова (0,76), а вот недавно назначенные врио губернатора Николай Любимов (Рязанская обл.) и Максим Решетников (Пермский край) не дотянули даже до одной пятой от президентской упоминаемости (соответственно 0,199 и 0,17).

Агентство Mindscan подсчитало, как часто в региональных СМИ упоминаются президент Владимир Путин и руководители соответствующих регионов и как это соотносится с интересом самих жителей. Были проанализированы публикации более 5000 региональных СМИ и поисковые запросы, обработанные «Яндексом». Выведенный коэффициент (отношение числа публикаций о Путине к числу публикаций о губернаторе) позволяет понять, насколько губернатор встраивает федеральную повестку в региональную, что особенно актуально на фоне предстоящей президентской кампании, считают авторы исследования.

С точки зрения СМИ, подавляющее большинство регионов в мае оказались губернатороцентричными, т. е. на одно упоминание президента приходится больше одного упоминания руководителя региона. В среднем этот коэффициент составил 0,6, т. е. губернаторов местные СМИ упоминают в 1,7 раза чаще, чем президента. Лидирует по этому показателю Чукотка, где на каждые 100 публикаций о губернаторе Романе Копине приходится около девяти упоминаний Путина (см. таблицу). Исключением стали восемь регионов (не считая Москвы, которую в силу специфики федеральных СМИ эксперты в рейтинг не включили) во главе с Санкт-Петербургом, где о Путине в мае писали почти в 3,5 раза чаще, чем о губернаторе Георгии Полтавченко.

С точки зрения СМИ, подавляющее большинство регионов в мае оказались губернатороцентричными, т. е. на одно упоминание президента приходится больше одного упоминания руководителя региона

При этом жители регионов, как правило, гораздо чаще интересуются президентом, чем своими губернаторами, следует из анализа поисковых запросов в «Яндексе». Таких регионов оказалось 74, а особенно значителен этот разрыв в Ленинградской области (в 23 раза) и Петербурге (в 20 раз). Среди 11 регионов, где людям более интересно собственное руководство, лидируют Чечня (там пользователи «Яндекса» в 4 раза чаще запрашивают информацию о Рамзане Кадырове, чем о Путине) и Ингушетия (запросов о Юнус-беке Евкурове здесь вдвое больше, чем о президенте России).

Политолог Евгений Минченко считает преобладание губернатороцентричных регионов вполне естественным: это нормально, когда региональные СМИ пишут о региональной политике, а вот слишком частая апелляция к авторитету президента может свидетельствовать о недостатке личной легитимности главы региона. Но и то не всегда – в Петербурге, например, достаточно конкурентный рынок СМИ, многие из них отслеживают федеральную повестку и этим легко объяснить выявленную аномалию, полагает эксперт.

По данным «Медиалогии», у Полтавченко достаточно высокий рейтинг упоминаемости в СМИ, соглашается политконсультант Валентин Бианки. Но простой подсчет упоминаний мало что дает с точки зрения понимания процессов, уверен он: отклонения могут быть связаны как со спецификой развития СМИ в конкретном регионе, так и с негласными межэлитными договоренностями – как, например, в Мордовии.

Со стороны федерального центра нет какого-то специального интереса к повестке местных СМИ, особенно вне рамок губернаторской кампании, считает политолог Михаил Виноградов: его интересуют скорее интегральные показатели. Поэтому руководители регионов достаточно автономны в этом вопросе – «если не заигрываются, конечно», оговаривается он.

Зачастую копирование федеральной новостной ленты свидетельствует лишь о слабости местных СМИ, но всегда есть соблазн решить имиджевые проблемы региональной власти за федеральный счет, добавляет политолог Александр Кынев. Такая политика рано или поздно приводит к инфляции федеральной повестки: смешивая горячее с холодным, вы получаете теплое, констатирует он.