Статья опубликована в № 4555 от 25.04.2018 под заголовком: Полет отложен, но не отменен

Индия и Россия не закрыли совместную программу истребителя пятого поколения

Но она будет неактуальна в ближайшие годы из-за недостатка средств
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Индийская сторона не присылала никаких уведомлений об отказе от совместной программы создания истребителя пятого поколения FGFA на основе российского Су-57 (прежнее название – Т-50), сообщил «Ведомостям» чиновник из системы военно-технического сотрудничества. О том, что минобороны Индии известило российских представителей о выходе из программы, сообщил 21 апреля отраслевой еженедельник Janes Defence Weekly. При этом источники издания не исключают, что Индия вернется к вопросу после того, как Су-57 поступят на вооружение ВКС России. Причиной такого решения являются технические и финансовые противоречия, утверждает издание: в частности, проект отбирает в пользу международной программы средства у ВВС, которые отчаянно нуждаются в финансировании модернизации и развития национальных программ.

По словам человека в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), там тоже не знают об официальных уведомлениях индийской стороны. Обычно в случае отказа от проекта об этом извещают партнеров – так поступила Индия несколько лет назад при прекращении совместной программы по разработке многоцелевого транспортного самолета (МТА).

Переговоры о совместном создании истребителя пятого поколения велись с начала 2000-х гг., российский прототип Т-50 взлетел в 2010 г., а в ноябре того же года в Дели был подписан контракт на сумму $295 млн о создании эскизного проекта самолета под нужды ВВС Индии. Контракт был выполнен к 2013 г., однако переговоры о переходе к стадии полноценной разработки самолета фактически зашли в тупик. В 2016 г. появились сообщения о достижении такой договоренности (обе стороны планировали выделить по $3,7–4 млрд), но контракт так и не был подписан, говорит собеседник в ОАК. Представитель «Рособоронэкспорта» от комментариев воздержался.

Российский истребитель Су-57 сейчас проходит госиспытания, первый этап которых завершен. Всего в программе участвуют 10 опытных самолетов, в этом году Су-57 впервые пролетят 9 мая над Москвой во время парада в честь Дня Победы. В феврале 2018 г. замминистра обороны Юрий Борисов заявил, что вскоре будет заключен контракт на 12 Су-57 для опытно-боевой эксплуатации с поставкой первых машин в 2019 г. Эти самолеты уже будут испытываться в центрах ВКС для составления руководств по летной эксплуатации и боевому применению.

Понятно, что полномасштабной разработки нового истребителя под специфические индийские требования – например, создания его двухместной версии – не будет, говорит главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. По его словам, фактически речь идет о том, что программа FGFA (реально она называется в Индии и России «перспективный многофункциональный истребитель», ПМИ/PMF) отложена из-за необходимости ускоренной закупки новых боевых самолетов для предотвращения сокращения численности их парка в ВВС Индии. Очевидно, что FGFA/PMF не будет готов ранее 2028 г., а средства на его разработку только сокращают и так не очень широкие возможности ВВС Индии по закупке самолетов «здесь и сейчас», особенно после сверхдорогой закупки 36 французских истребителей Rafale и вооружения к ним на сумму более чем 8 млрд евро, добавляет эксперт. В то же время программа представляет ценность для национальной индийской разработки истребителя AMCA, поскольку местные инженеры могут приобрести необходимый опыт и получить технологии, которые вряд ли будут им предоставлены западными странами, заключает Фролов.

Истребитель Су-57

Читать ещё
Preloader more