Путин обозначил новые цели своей ядерной политики

В прошлом году Путин рассказал о новейших ракетах, а теперь объяснил, куда они полетят
Евгений Разумный / Ведомости

Главным хитом прошлогоднего послания президента Федеральному собранию стал рассказ о новейших российских вооружениях, защититься от которых западные «партнеры» пока не в состоянии. Послание-2019, как подчеркнул сам Владимир Путин, было сосредоточено на внутренних вопросах (подробнее см. стр. 04), но место для нового отчета об успехах российского оружия в нем тоже нашлось.

Для «разогрева публики» президент подробно разобрал ситуацию вокруг выхода США из Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД). Он повторил официальную позицию Москвы, обвинив США в испытаниях баллистических ракет средней дальности и подготовке их производства под видом разработки ракет-мишеней, а также в размещении в Румынии пусковых установок противоракет Мк 41, которые могут быть также оснащены крылатыми ракетами большой дальности. По мнению Путина, США лучше было бы выйти из этого договора «по-честному», как ранее из договора о противоракетной обороне, а не винить Россию в нарушениях, которые она не допускала. Американцы же при этом «еще и своих сателлитов мобилизуют: они так аккуратненько, но все-таки американцам подхрюкивают по этому вопросу», добавил президент.

Он также пообещал, что в случае размещения американцами таких ракет в Европе Россия немедленно развернет аналогичные средства не только «в отношении тех территорий, с которых для нас будет исходить соответствующая прямая угроза, но и в отношении тех территорий, где находятся центры принятия решений», т. е. США. Подлетное время российских ракет будет адекватно подлетному времени американских, которое президент оценил в 10–12 минут. По данным Путина, «США такие планы [по размещению ракет в Европе] имеют, во всяком случае, мы не слышали обратных заявлений». Правда, представители США и НАТО не раз уверяли, что таких планов у них нет: в последний раз об этом заявила 8 февраля заместитель госсекретаря США Андреа Томпсон.

По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, с учетом географии возможны лишь два способа обеспечить такое короткое подлетное время до США: разместить такие ракеты либо на морских носителях, либо на Чукотке – чтобы радиус поражения захватывал хотя бы западную часть США. Оба этих способа были испробованы в СССР в 1980-е гг.: атомные подлодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) дежурили напротив Восточного побережья США, а на Чукотке началось (но не было закончено) строительство ракетной базы. С учетом резкого сокращения флота ПЛАРБ наиболее вероятен второй вариант, считает эксперт.

Ну а после этого Путин рассказал о ходе разработок новых стратегических вооружений, о которых он впервые объявил в послании 1 марта 2018 г. Он сообщил, что первый полк, оснащенный межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) с гиперзвуковым боевым блоком «Авангард», заступит на дежурство в этом году, испытания новой МБР «Сармат» успешно продолжаются, а на опытное дежурство заступили носители гиперзвуковых ракет «Кинжал» и лазерные боевые комплексы «Пересвет». В 2019 г. должны также завершиться испытания гиперзвуковой морской ракеты «Циркон» с дальностью около 1000 км и скоростью в девять скоростей звука. А первая атомная подлодка – носитель ядерных автономных подводных аппаратов «Посейдон» будет спущена на воду весной.

Большая часть вооружений, о которых было заявлено 1 марта 2018 г., – это оружие возмездия, гарантирующее уничтожение агрессора при любом развитии событий, поясняет редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. По его мнению, серийного производства таких систем в обычном смысле не будет: «Сделают по нескольку единиц на страх врагам – и все. Развертывание МБР с блоком «Авангард», полагаю, тоже не будет массовым и ограничится одной-двумя дивизиями РВСН». Как заявил в среду министр обороны Сергей Шойгу, цель работ над этими системами – «гарантированное обеспечение военной безопасности нашей страны без увеличения текущих объемов бюджетных расходов или втягивания в гонку вооружений».

То, что об отношениях с США говорилось лишь в контексте ликвидации ДРСМД, означает, что российско-американские отношения полностью разрушены, считает Василий Кашин из Высшей школы экономики.

Путин подтвердил, слегка усилив, прошлогоднее послание, говорит политолог Федор Лукьянов: «Был подан очень мощный сигнал: мы поняли суть современного мира, и, соответственно, безопасность обеспечивается самостоятельно, в силу понимания и возможностей. Плюс мощная подача по поводу превентивного сдерживания: у нас будет такое, чтобы ни у кого даже не возникло мысли [о нападении]». В этой части послания, видимо, Путин в этот раз счел необходимым донести только одну мысль – о том, что мир России будет обеспечен, отмечает эксперт: «А в остальном, видимо, он полагает, что пенсии, ЖКХ и детские пособия сейчас намного актуальнее. И, наверное, он прав». Год назад Путин дал понять, что Москва становится на позицию самостоятельной и не связанной с мнением других стратегической оборонной политики, а нынешнее послание это изменение подхода подтвердило, резюмирует эксперт: «Это такое мировоззрение, так мы видим мир. И дальше, видимо, это будет проистекать в том же ключе. Тем более что это соответствует [общемировому] тренду на то, что нет договоренностей, нет согласованных правил».