Почему Дженнифер Псаки возвращается в Белый дом

Джо Байдена и его команду она считает героями, сражавшимися с безумием Трампа
Пресс-секретарь Белого дома Дженнифер Псаки/ Nicholas KAMM / AFP

Когда Джо Байден назначил пресс-секретарем Белого дома Дженнифер Псаки, больше всех удивился ее отец. Джеймс Псаки рассказывал Connecticut Insider, что впервые Байден предложил ей работу в августе, попросив участвовать в будущей передаче власти от администрации Трампа. «Я спросил, согласится ли она. Дочь ответила, что даже не рассматривает такой вариант. У нее двое маленьких детей, с которыми много хлопот, и хорошая работа в консалтинговом бизнесе».

Псаки дважды пыталась занять пост пресс-секретаря Белого дома, но проиграла Джею Карни в 2011 г. и Джошу Эрнесту в 2014 г. На этот раз Псаки ясно дала понять, что не собирается присоединяться к администрации Байдена, подтверждает слова Джеймса Псаки Politico. Дженнифер сказала журналу, что просто помогала старым друзьям и коллегам передать власть. Но неделю назад стала главным кандидатом в пресс-секретари Белого дома, обогнав чернокожих Симон Сандерс, Карин Жан-Пьер и других соперниц.

Байден пока набирает либо тех, у кого есть неоспоримая квалификация для работы (например, претендент на должность постоянного представителя страны в ООН Линда Томас-Гринфилд – опытный дипломат), или тех, с кем он проработал бок о бок много лет (глава администрации Рон Клейн начал работать с Байденом еще в конце 1980-х гг.). Иногда кандидат относится сразу к обеим категориям, как Тони Блинкен, которого прочат в госсекретари.

Что Псаки говорила о России

Пост пресс-секретаря Белого дома появился в 1929 г. при президенте Герберте Гувере. Это главный для СМИ источник официальной информации. Псаки станет доносить до журналистов мнение президента, вице-президента и министров во время своих ежедневных брифингов – нарушенной Трампом традиции, которую Байден собирается возобновить.

Псаки нравится Байдену тем, что у нее есть опыт работы в его любимой сфере – зарубежной политике, отмечает журнал Foreign Policy. Издание приводит антипример, которого хотел бы избежать Байден, – когда незнание международной истории сильно подвело пресс-секретаря Джорджа Буша Дану Перино (2007–2009). Ей пришлось во время пресс-конференции признать, что она никогда не слышала о кубинском ракетном кризисе. Больше того, она потом рассказывала журналистам, как пришла домой и спросила мужа: «Дорогой, это что-то похожее на высадку в заливе Свиней?» Муж на это только вздохнул: «Ох, Дана...»

В российских СМИ Псаки тоже часто изображалась как ходячий анекдот, недалекая особа, попадающая впросак из-за слабых знаний. Что-то из этого фейк. Например, в июне 2014 г. Александр Гордон в эфире «Первого канала» рассказывал, что официальный представитель госдепа Псаки якобы назвала украинских беженцев в Ростовской области туристами, которые приехали за «лечебным горным воздухом». Это немедленно опроверг журналист Associated Press Мэтт Ли, на вопрос которого якобы отвечала Псаки.

Но Псаки действительно наговорила много такого, что послужило законным поводом для насмешек. В мае 2014 г. она заявила, что на выборах в ДНР и ЛНР зафиксировано множество нарушений, в том числе «выборная карусель». Мэтт Ли попросил уточнить, что это такое. Псаки призналась, что сама не в курсе – просто это словосочетание было в подготовленном для нее документе.

Женская команда

Джо Байден и Камала Харрис (первая женщина вице-президент в истории США) объявили, что команда Белого дома по связям с общественностью будет состоять только из женщин. Джен Псаки станет пресс-секретарем. Кейт Бедингфилд, которая была заместителем руководителя президентской кампании Байдена и директором по связям с общественностью кампании, станет директором по коммуникациям Белого дома. Пили Тобар, бывшая директор по связям с общественностью коалиций во время кампании, станет заместителем Бедингфилд. Старшие советники кампании Байдена получили такие назначения: Карин Жан-Пьер станет первым заместителем пресс-секретаря Белого дома, Симон Сандерс – старшим советником и главным представителем вице-президента, Эшли Этьен – директором по коммуникациям вице-президента, Элизабет Александер – директором по коммуникациям первой леди Джилл Байден.

Мэтт Ли, кстати, так часто уточнял у Псаки ее высказывания, что сам стал героем мемов. Его в шутку изображали российским разведчиком, чья задача – очернять образ сотрудников госдепа, загоняя их в тупик дополнительными вопросами. А для Псаки мемом стала ее фраза «я уточню в офисе» – она часто с ее помощью уходила от немедленного ответа на вопросы журналистов.

Другое известное высказывание Псаки: в августе 2014 г. она выразила глубокую обеспокоенность военными учениями в Астраханской области, которые провоцируют напряженность на российско-украинской границе. В ответ российские военные посоветовали ей почаще обращаться к источникам вроде географического атласа. В учениях принимало участие около сотни самолетов, от полигона Ашулук до границы с Украиной более 500 км.

Были у нее и неудачные попытки отшутиться. Например, в том же 2014 году появилась запись, в которой помощник госсекретаря Виктория Нуланд высказывалась о ЕС, используя мат (дословно: fuck the EU). Псаки попыталась свести все к шутке, мол в 23 года Нуланд провела восемь месяцев на борту русского судна и там привыкла ругаться на разных языках. Журналисты юмора не поняли, и несколько голосов сразу уточнили: на судне, небось, ругались на русском, а про ЕС Нуланд неприлично высказалась на английском.

За что ценят Псаки

Трамп неоднократно называл журналистов врагами. Байдену же нужен в пресс-секретарях не боец, занимающийся спаррингом с прессой, а кто-то, способный выстроить хорошие отношения с четвертой властью, говорят источники Politico. Все, кто работал с Псаки, отмечают ее спокойную, уравновешенную манеру общения. Журналисты, каждый день в течение 11 месяцев имевшие с ней дело во время избирательной кампании Барака Обамы в 2012 г., признавали: за все время она ни разу не потеряла самообладания. «Джен известна хорошим чувством юмора, уравновешенностью, способностью строить отличные отношения и авторитетом, заработанным еще в молодости», – цитирует Connecticut Insider одного из участников той кампании.

Дженнифер Псаки родилась 1 декабря 1978 г. в Стамфорде (Коннектикут). Ее отец Джеймс при рождении звался Димитрис – у Псаки греческие корни. Семья перебралась в Гринвич (Коннектикут), где будущая пресс-секретарь ходила в основанную еще в 1926 г. школу Greenwich Country Day School. Как любил пошутить ее директор, за судьбой его подопечных крайне увлекательно наблюдать: куда же их занесет? Так, среди выпускников – Хоуп Хикс, бывшая директор по коммуникациям Белого дома при Трампе, Люк Бронин, мэр третьего по величине города Коннектикута – Хартфорда, а самый известный – Джордж Буш-старший.

Еще в школе Псаки начала защищать честь учебного заведения на соревнованиях по плаванию и одно время была капитаном команды. Перейдя в Колледж Вильгельма и Марии (Виргиния), она еще два года состязалась, прежде чем бросила бассейн и сосредоточилась на английском языке и социологии. Кстати, некоторое время она возглавляла женское студенческое общество Chi Omega.

Шаги к Обаме

Получив диплом, в 2000 г. Псаки уехала в Вашингтон и устроилась на работу в художественную школу. В свободное время занималась политикой. Еще на летних каникулах перед последним курсом колледжа участвовала в сборе средств для демократов. В Вашингтоне она стала волонтером Арлингтонской демократической партии.

Именно кто-то из соратников по партии убедил Псаки, что человеку ее склада придется по душе работа в избирательной кампании и что лучшее место для этого – Айова. Псаки бросила работу и 2001–2002 гг. провела, участвуя в кампаниях демократов Тома Харкина и Тома Вилсэка в Айове.

Это стало ступенькой к должности заместителя пресс-секретаря сенатора Джона Керри, когда тот в 2004 г. боролся с Джорджем Бушем-младшим в гонке за президентское кресло. Среди многочисленных обязанностей Псаки была работа пресс-секретарем взрослых детей Керри и его жены.

Проигрыш Керри она восприняла очень тяжело. Но во время избирательной кампании появились связи, которые в конце концов привели ее в Белый дом. Несколько лет после выборов она проработала пресс-секретарем члена палаты представителей Джозефа Краули и комитета Democratic Congressional Campaign Committee палаты представителей (на последней работе она познакомилась с будущем мужем). Когда начала формироваться команда нового кандидата в президенты от демократов Барака Обамы, нашлись люди, вспомнившие ее работу на Керри. Псаки предложили должность заместителя пресс-секретаря в штаб-квартире Обамы в Чикаго, а потом и разъездного пресс-секретаря кандидата.

Она путешествовала с Обамой и десятками репортеров на протяжении изнурительных праймериз демократов, во время которых Обама обошел Джо Байдена (который в итоге снялся с выборов) и назначил его своим вице-президентом. Потом Псаки разъезжала с Обамой и журналистами по 46 штатам и пяти странам во время кампании против Джона Маккейна.

«Даже пройдя три президентские гонки (2004, 2008 и 2012), трудно передать, какая это тяжелая работа. Пресс-группа кампаний – это как твоя семья», – вспоминает она в твиттере.

Надо сказать, что Псаки выросла в двухпартийной семье. Ее мать, психотерапевт, голосовала за демократов. А отец, девелопер, был убежденным республиканцем. Но рассказы Псаки об Обаме и ее энтузиазм оказались такими заразительными, что отец перешел в лагерь поклонников Обамы и даже выступил вместе со своими тремя дочерьми в его поддержку на праймериз в Нью-Гэмпшире. Одна из сестер Псаки, кстати, работала в кампании Обамы во Флориде.

Временный пресс-секретарь

После победы Обамы Псаки стала заместителем пресс-секретаря Белого дома, а в 2009 г. – директором по корпоративным коммуникациям. Хотя ее нередко цитировали СМИ, раскрученным медийным персонажем она не была. Политическое интернет-издание Wonkette в первый год президентства Обамы даже подписало одно из ее высказываний: «Дженнифер Псаки, о которой мы никогда не слышали».

В 2010 г. Псаки вышла замуж. Ни Обама, ни его супруга на свадьбе не присутствовали, но прислали подарок – красивый фотоальбом.

В 2011 г. Псаки ушла из Белого дома ради работы топ-менеджером исследовательской компании Global Strategy Group. Но когда Обама пошел на новые выборы, снова стала его пресс-секретарем в президентской кампании. Когда у Обамы начался второй срок, Псаки назначили официальным представителем госдепартамента (вспомним, что Байден всегда живо интересовался международной политикой).

В 2014 г. в российских СМИ появились слухи, что Псаки могут уволить. Поводом для предположений стало то, что брифинги госдепартамента начала вести ее заместитель Мари Харф. «Хотя российская пропагандистская машина думает иначе <...> я все еще здесь, как и сильная демократическая Украина», – ответила Псаки в своем твиттере и действительно продолжила работать.

В апреле 2015 г. Псаки вернулась в Белый дом, где занимала должность директора по коммуникациям. После победы Трампа она работала политическим обозревателем CNN. Другим местом работы была консалтинговая фирма WestExec Advisors. В нее устроилось много высокопоставленных чиновников из администрации Обамы. Одного из основателей фирмы, Тони Блинкена, Байден собирается назначить госсекретарем. Другого основателя, Мишель Флурнуа, – министром обороны. А топ-менеджеру фирмы Эврил Хэйнс Байден предложил возглавить национальную разведку.

Псаки стала одной из сотрудниц фирмы, которые возвращаются на госслужбу. У шести из семи ее коллег из команды по связям с общественностью Байдена есть дети моложе шести лет. Псаки не исключение. Она уже довела до сведения других сотрудников, что не собирается работать до следующих выборов и видит свою роль в подготовке преемника. «Если вы вникнете в тонкости работы и будете хороши в своем деле, то получите после ухода Псаки ее работу» – вот как сформулировал послание Псаки в разговоре с Politico один из ее коллег.

Почему Псаки решила помочь Байдену? Возможно, это объясняет оценка, которой она поделилась в твиттере: «Сегодня Джо Байден вошел в историю, и его команда тоже. Они боролись с ненавистниками, сомневающимися, скептиками, безумием этого президента [Трампа] и пробились на вершину. Они герои.