События в Буче станут триггером для углубления конфронтации с Западом
России грозят новым пакетом санкцийЕвросоюз может ввести новые антироссийские санкции, в том числе на импорт в ЕС нефти и угля, из-за ситуации в украинском городе Буча, где якобы совершены военные преступления, заявил 4 апреля президент Франции Эмманюэль Макрон. «То, что произошло в Буче, обязывает ввести новую серию санкций. Мы планируем координировать усилия с нашими европейскими партнерами, в частности с Германией», – сказал Макрон в эфире радио France Inter. По информации Financial Times, представители ЕС могут обсудить новый пакет санкций в среду, 6 апреля. При этом французский лидер признал, что теоретический отказ от российских газа и нефти был бы «особенно болезненным», но выразил уверенность, что по теме санкций стоит продвигаться дальше. А президент США Джо Байден 4 апреля второй раз назвал президента России Владимира Путина «военным преступником».
Российская сторона категорически отвергает причастность к убийству мирных жителей в Буче, заявил 4 апреля пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. По словам министра иностранных дел Сергея Лаврова, глава МИД Сергей Лаврова, этот «фейк» об убийствах в Буче западные дипломаты, собираются «растворить» в «демагогических размышлениях». Накануне Минобороны России объявило произошедшее провокацией. Фотографии и видеозаписи, на которых запечатлены лежащие вдоль дороги трупы, начали распространяться в ночь на 3 апреля. Министерство обороны России заявило, что российские войска покинули город еще 30 марта, за время их пребывания в Буче ни один мирный житель не пострадал. В ведомстве также подчеркнули, что «свидетельства преступлений» появились только на четвертый день, когда в Бучу прибыли сотрудники украинских спецслужб. Бои за Бучу начались еще в первых числах марта. Представитель минобороны США заявил, что у него нет независимого подтверждения обвинений в адрес России.
Однако в Берлине подтвердили планы введения новых санкций против России. «Я думаю, что мы можем пойти существенно дальше. Мы видели, как эффективны действующие санкции», – заявил министр экономики ФРГ Роберт Хабек, констатировав, что Россия предпринимает попытки обойти санкции. В этот же день германское руководство подверглось критике со стороны Польши. По словам премьер-министра Польши Матеуша Моравецкого, именно Германия является «основной помехой для санкций».
Ранее вечером 3 апреля Хабек сказал, что новые ограничения могут коснуться финансового сектора и технологической продукции. При этом германский министр исключил введение эмбарго на российские энергоносители, так как зависимость от импортного угля из России Берлину удастся преодолеть только к концу лета, а от нефти – к концу года. О готовности Германии ввести новые ограничения 3 апреля сообщил и канцлер Олаф Шольц. Он анонсировал принятие очередного пакета санкций в ближайшие дни и уверил, что эффект от него почувствуют президент России и поддерживающие его лица.
На фоне происходящего дипломатические меры против России приняла Литва. Министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис объявил о понижении статуса российского дипломатического представительства в Литве и потребовал посла России покинуть страну. Также литовский министр анонсировал закрытие российского генконсульства в Клайпеде и отзыв посла из Москвы. По словам Ландсбергиса, Вильнюс уведомил о своем решении страны Евросоюза и НАТО. «Мы пригласили партнеров последовать нашему примеру», – подчеркнул министр и заявил, что Литва рассматривает полное закрытие границы с Россией и Белоруссией. Вслед за Литвой аналогичные дипломатические меры приняла и Латвия. Министр иностранных дел ФРГ Анналена Бербок заявила, что и Германия вышлет российских дипломатов. Позднее ФРГ объявила о высылке 40 сотрудников российского посольства.
Инцидент в Буче превращается в триггер для дальнейшей эскалации конфликта России и ЕС, говорит программный директор РСМД Иван Тимофеев. Он выводит на новый уровень раскол между Россией и Западом. Следует ожидать новых санкций, а возможно, и военно-политического обострения отношений со странами НАТО. Достижение каких-либо компромиссов становится крайне сложным. Новые санкции, судя по всему, вопрос ближайшего времени, продолжает Тимофеев: «Уже запущен процесс понижения уровня дипломатических отношений. Возможно, будут расширены финансовые и транспортные санкции. В ЕС большие сложности ожидают дискуссию о запрете на поставки энергоносителей. Здесь возможны промежуточные варианты. А возможная транспортная блокада Калининградской области создает условия для эскалации конфликта между Россией и НАТО».
Со стороны ЕС возможны такие дальнейшие санкционные меры, как сокращение дипломатического представительства, ограничения в сфере логистики (закрытие сухопутной границы, закрытие морских портов), визовые ограничения, расширение персональных санкций, говорит научный сотрудник Центра европейских исследований ИМИ МГИМО Артем Соколов. Безусловно, продолжает он, ситуация подошла к такому моменту, когда любые существенные экономические ограничения будут непосредственно влиять и на европейских граждан. Уже сейчас это заметно на ситуации с топливом и ценами на продовольственные товары. В то же время риторическая активность французской стороны, в частности призыв прекратить импорт российских энергоресурсов, включая нефть и уголь, определяется нарастанием предвыборной борьбы в стране перед президентскими выборами 10 апреля и не связана с реальным положением Парижа внутри ЕС в вопросе организации санкционного давления на Россию, полагает Соколов.
Противоречия между немецким бизнесом, конструктивно настроенным по отношению к России, и ангажированным политическим истеблишментом все еще актуальны, отмечает германист Александр Камкин. Дальнейшее усиление санкций для Германии крайне нежелательно: будет нарушена энергобезопасность страны, подскочит инфляция, вырастут цены на сырьевые товары и производные от них. При этом, поясняет Камкин, немецкий бизнес не может жестко выступить против правительства, так что сейчас речь пойдет о нахождении приемлемого компромисса. В целом же, говорит эксперт, нынешняя ситуация может привести к опосредованному втягиванию ЕС в конфликт, в том числе через рост поставок вооружений Киеву.