США создают упрощенный механизм конфискации российских активов

И передачи их Украине, в том числе для военных целей
Исходя из предложений Белого дома по созданию механизма для конфискаций, можно сказать, что администрация Байдена хочет изменить так называемый «Закон RICO» / JOSHUA ROBERTS / Getty Images via AFP

Президент США Джо Байден 28 апреля анонсировал создание упрощенной административной процедуры с участием министерств финансов и юстиции для конфискации имущества российских олигархов под санкциями. Также Белый дом предложит ввести новое уголовное преступление, сделав незаконным сознательное или преднамеренное обладание доходами, полученными непосредственно от коррупционных сделок с российским правительством, для любого лица. Для упрощенного ареста и конфискации активов олигархов президентская администрация предлагает создать особый орган.

Отмечается что в соответствии с действующим законодательством США могут конфисковать доходы от нарушения санкций, но не могут конфисковать имущество, используемое для облегчения нарушения санкций. По этой причине законопроект, внесенный в палату представителей в начале месяца, имел сложности с поддержкой конгрессменов – не было механизма его реализации. «Данное предложение [Белого дома] закрывает этот правовой пробел», – говорится в сообщении пресс-службы администрации Байдена.

Палата представителей США 28 апреля (в среду, 27 апреля, по времени Восточного побережья США) оперативно одобрила законопроект, дающий президенту страны возможность использовать российские активы, замораживаемые в рамках санкций против Москвы, для оказания помощи, включая военную, Украине во время и после боевых действий. За «Закон об аресте активов для реконструкции Украины» (Asset Seizure for Ukraine Reconstruction Act), предложенный 3 марта членом комитета по международным делам палаты представителей от демократов Томом Малиновски и республиканцем Джо Уилсоном, проголосовали 417 конгрессменов, восемь высказались против. В пояснительной записке к документу говорится, что в случае окончательного утверждения законопроект даст президенту США возможность в течение двух лет использовать активы попавших под санкции иностранцев для помощи Украине, если их стоимость превышает $5 млн. Условием для возможности конфискации оговариваются, в частности, продолжение Россией боевых действий и «территориальных захватов» на Украине.

Лица, чьи активы подвергаются угрозе конфискации, согласно законопроекту, во-первых, те, «чье богатство частично получено за счет политической поддержки или коррупции, связанной с президентом России Владимиром Путиным», во-вторых, те, на кого президент США наложил санкции в связи с нарушением прав человека, а также со «злонамеренным влиянием или конфликтами на Украине». Это могут быть как физические, так и юридические лица.

Арестовываемые активы, согласно законопроекту, будут ликвидироваться, а полученные от конфискации средства – использоваться лишь для конкретных целей поддержки Украины: поставок оружия, постконфликтного экономического и инфраструктурного восстановления страны, помощи украинским беженцам, а также гуманитарной помощи населению на украинской территории. Однако отдельным пунктом также прописана гуманитарная помощь с «целью развития народа России».

В пояснительном тексте Белого дома к выступлению Байдена говорится, что министерство финансов США наложило санкции и заблокировало суда и самолеты россиян на сумму более $1 млрд, а также заморозило активы на сотни миллионов долларов, принадлежащие российской элите, на банковских счетах в США. Американские власти пытаются арестовать яхты россиян и за рубежом. Ранее в апреле министерство юстиции США объявило, что Испания конфисковала 255-футовую яхту стоимостью $90 млн, принадлежавшую находящемуся под санкциями российскому предпринимателю Виктору Вексельбергу, по американскому запросу.

Это не единственный такой законопроект в конгрессе, их было несколько, а тема обсуждалась уже давно, напоминает программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев. Скорое принятие именно этого законопроекта вполне ожидаемо, а затем эту практику с большой долей вероятности будут использовать и другие страны, говорит эксперт. По его словам, в первую очередь речь о лицах, чьи активы уже заблокированы по санкциям в связи с конфликтом. Замороженных золотовалютных резервов Банка России законопроект не касается. Но, по словам эксперта, принятие законопроекта создаст важный правовой механизм, который в итоге, после отработки, США смогут использовать на любых замороженных активах лиц под санкциями, включая замороженные активы российского Центробанка.

Вслед за одобрением в этой палате он поступит в сенат. По данным govtrack (аналитический ресурс, считающий вероятность прохождения законопроектов через конгресс), шансы законопроекта Малиновски на прохождение сената – 72%, это почти решенный вопрос, говорит руководитель практики санкционного права и комплаенса коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Гландин.

Говоря о сосредоточении американских властей не только непосредственно на подсанкционных лицах, Гландин напоминает, что все финансовые санкционные режимы США вводятся на основании профильного закона 1977 г. об экономических полномочиях (Emergency Economic Powers Act, 1977 г.). Он предусматривает юридическую ответственность в том числе для тех, чьи действия прямо или косвенно квалифицируются как обход санкций. Однако на практике применить работоспособный механизм американским властям было сложно, так как подсанкционные лица имеют разветвленные сети доверенных лиц, холдингов и офшоров, не аффилированных с ними официально. Для американских властей это насущная проблема, на это направлена как политика, так и правоприменение.

Исходя из предложений Белого дома по созданию механизма для конфискаций, можно сказать, что администрация Байдена хочет изменить так называемый «Закон RICO» (Закон о коррумпированных и находящихся под влиянием рэкетиров организациях), добавляя в состав преступления racketeering activity (вымогательство, угроза убийством, похищение людей, азартные игры, поджоги, грабежи, взяточничество и т. д.) также и действия по обходу санкций, считает эксперт. RICO применяется преимущественно к иностранной организованной преступности. Закон меняется именно для того, чтобы показать зарубежным лицам, находящимся и за пределами США, что за участие в схемах по обходу санкций станет возможна конфискация и их имущества на американской и другой территории по ордеру.

Если говорить о том, кто станет жертвой механизма, который предлагает Белый дом, то это все лица, имеющие собственность в пределах юрисдикции США или чью собственность заморозили американские банки на другой территории, говорит Гландин. Однако исходя определения подлежащих конфискации активов, а это те, что дороже $5 млн и принадлежат энергетическим компаниям или чье благосостояние проистекает «из коррупции, связанной с российским режимом», замороженные активы «Сбера» и Альфа-банка вряд ли подпадут под угрозу изъятия. Скорее, закон будет скорее касаться исключительно физических лиц – акционеров этих банков. В этом законе нет положений, которые могут уполномочить предлагаемую Белым домом межведомственную комиссию из Минюста, Минторга, Минфина и Госдепартамента конфисковать активы организаций. Угроза конфискации замороженных золотовалютных резервы Банка России или фонда национального благосостояния (ФНБ) в будущем на основе создаваемой практики пока маловероятна, считает Гландин.

Юрист подчеркивает, что закон хотя и создаст механизм, но вопрос о конфискации будет решаться в судебном порядке. Предлагаемая Белым домом комиссия в рамках закона о конфискациях, вероятно, сама для себя издаст регламент, и на основании этого регламента минюст, составляющий часть комиссии, будет подавать иски в суды округа Колумбия или территориальных подразделений о конфискации замороженной собственности «в пользу народа Украины». А затем уже после аукциона по продаже яхт, бизнес-джетов и другого имущества средства будут передаваться Киеву.