Новый премьер Великобритании Лиз Трасс не решит экономических проблем страны

Ее предложения по острым внутренним проблемам расплывчаты и непродуманны
Лиз Трасс стала третьей в истории Британии женщиной-премьером / Susannah Ireland / AFP

Почти 300 000 членов консервативной партии Великобритании избрали с преимуществом в 57% голосов новым премьером министра иностранных дел Лиз Трасс. Ее соперником в последнем туре выборов, проходивших по сложной многоступенчатой процедуре, был министр финансов Риши Сунак.

Избрание нового лидера партии и премьер-министра стало необходимостью в июне после политического кризиса, который привел к уходу Бориса Джонсона. Это произошло после скандала из-за вечеринок в его резиденции во время карантина и последующего снижения рейтинга партии.

Во внешней политике Трасс зарекомендовала себя как жесткий противник России, обещавший увеличить военную помощь Украине и «добиться поражения Путина». Китай она тоже пообещала признать вслед за Россией стратегическим противником Великобритании. Во внутренней политике Трасс пообещала не допустить нового референдума о независимости Шотландии, выйти из Европейской конвенции по правам человека, т. е. из юрисдикции ЕСПЧ, который мешает бороться с нелегальной иммиграцией.

Менее определенны обещания Трасс в части экономики. Великобритания испытывает энергетический кризис, приведший к многократному росту счетов. «Лиз Трасс рассматривает возможность замораживания счетов за электроэнергию для миллионов домохозяйств этой зимой в случае победы в гонке за пост лидера консервативной партии», – сообщила близкая к консерваторам газета The Daily Telegraph. По информации газеты, энергетическая компания Scottish Power предложила план стоимостью в 100 миллиардов фунтов стерлингов для двухлетнего замораживания счетов за электроэнергию, это предложение поддержали другие энергокомпании.

Выборы нового премьер-министра Великобритании прошли на фоне снижения рейтингов консервативной партии и низкой оценки гражданами деятельности правительства, говорит старший научный сотрудник сектора международных организаций и глобального политического регулирования ИМЭМО Елена Харитонова. В 2019 г. консерваторы получили большинство голосов избирателей на выборах во многом благодаря харизматичной личности Бориса Джонсона и его решимости осуществить Brexit. Сегодня, отмечает эксперт, большинство в палате общин у консерваторов сохраняется, однако Лиз Трасс возглавит непопулярное правительство в сложнейшей экономической ситуации. В отличие от двух своих предшественников, Бориса Джонсона и Терезы Мэй, Трасс, скорее всего, не решится организовать досрочные всеобщие парламентские выборы. А если вдруг у нее хватит сил на такой шаг, вряд ли сможет обеспечить своей партии победу. Так что Трасс, поясняет Харитонова, находится в очень уязвимой политической позиции, граждане не голосовали за нее в качестве лидера партии.

«Что касается программы действий, то нет впечатления, что она у Трасс хорошо продумана, – говорит Харитонова. – В публичных выступлениях ее позиции сдвигаются и меняются, Трасс очень осторожно говорит о том, как будет решать экономические проблемы». По словам эксперта, на данный момент представляется, что Трасс говорит то, что от нее хотят услышать члены консервативной партии, которые выбирают нового лидера. Пока речь идет о снижении налогов и увеличении добычи энергоносителей в самой Великобритании. Обсуждается также предложенная лейбористами заморозка цен на электроэнергию, замечает Харитонова.

Проблема Трасс заключается в том, что экономический кризис и высокая инфляция вряд ли будут подвластны ей с учетом имеющихся у премьер-министра рычагов, говорит руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН Елена Ананьева. По словам эксперта, меры правительства, скорее всего, не смогут повернуть вспять экономическую ситуацию. Учитывая, что Трасс обещает снизить налоги, это приведет к росту дефицита госбюджета и увеличению госдолга, который и так приближается к 100% ВВП. Так что экономическая ситуация в Великобритании после смены премьера вряд ли сможет кардинально улучшиться, заключает Ананьева.