Долги госпредприятий перед бизнесом в 2022 году достигли минимума в 4,6 млрд рублей

Генпрокуратура отчиталась о снижении задолженности почти в два раза
Андрей Махонин / Ведомости

Долги государственных и муниципальных заказчиков перед бизнесом в 2022 г. достигли рекордно низкого уровня, сообщил «Ведомостям» представитель Генпрокуратуры. Остаток задолженности составил 4,6 млрд руб., что почти вдвое ниже имевшегося на конец 2021 г. – 8,3 млрд руб.

В результате прокурорского вмешательства погашены долги перед бизнесом в размере более 21,3 млрд руб. Надзор может вмешаться с внеплановой проверкой в эти вопросы по обращению граждан или заявлению бизнеса. Если нарушитель не исправится, тогда предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора (ст. 17.7 КоАП РФ). В соответствии с общим правилом плановые проверки прокуратура проводит один раз в три года. «В условиях беспрецедентного санкционного давления на постпандемийную экономику страны вопросы надлежащего выполнения государственными и муниципальными заказчиками своих финансовых обязательств перед добросовестными хозяйствующими субъектами приобрели еще большую актуальность», – заявил представитель Генпрокуратуры.

Отдельно отмечается ряд регионов, в которых госзаказчики были «побуждены» к значительным выплатам бизнесу по инициативе прокуроров: это Бурятия, Ингушетия, Чечня, Алтайский край, Ивановская, Московская, Новосибирская, Свердловская, Тульская области. Неплатежи по госконтрактам – головная боль для бизнеса, говорит партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. «Это отпугивает от участия в госзакупках, поскольку больше приносит проблем, а не прибыли», – пояснил юрист. Нормальному бизнесмену, продолжил Горбунов, надо осуществлять оборот средств и товара, а не выяснять отношения с заказчиком. Если вопросом исполнения обязательств со стороны государства занимается прокуратура, это «признак неэффективности работы системы госзакупок, волокиты заказчиков или проявление коррупционной составляющей, которая подразумевает, что откат требуют везде».

Надзор обратил внимание на факты заключения контрактов, не обеспеченных необходимым финансированием, и нарушения при расходовании средств бюджета. Последнее было зафиксировано в Калининградской, Самарской областях, Калмыкии и Башкирии, Краснодарском и Алтайском крае. В некоторых случаях государственные и муниципальные заказчики ссылаются на разнообразные причины, в том числе на недостаточность финансирования уже после того, как контракт заключен, говорит юрист публичного права Key Consulting Group Владислав Радов. «Полученные прокурорами результаты, конечно, придадут дополнительную уверенность бизнесу, в том числе потому, что в случае задолженности у самих частных исполнителей не так много инструментов для получения причитающихся денежных средств», – говорит Радов.

4,6 млрд руб.

составил остаток задолженности государственных заказчиков перед бизнесом

По словам эксперта по госзакупкам и антикризисным мерам Николая Баранова, ранее сложилась практика затягивания оплаты по выполненным контрактам. Причины могли быть разные, например найденные недостатки в работе, ошибки в документах. Баранов напомнил, что Минфин и ФАС ввели в закон о госзакупках жесткий срок для оплаты по выполненным контрактам и последнее время уже несколько раз снижали его с 30 дней до 15–10, а затем – до семи дней с момента подписания акта.

По словам представителя Генпрокуратуры, в ближайшие годы работа по ликвидации просроченной задолженности перед бизнесменами будет продолжена.

В Подготовке статьи участвовал Алексей Никольский