Лукашенко намерен заручиться дополнительной поддержкой Пекина

Белорусский президент едет в Китай, чтобы заключить с Си Цзиньпином несколько соглашений
Пресс-служба президента Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко начал 28 февраля визит в Китай. В Пекине он проведет переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином. Для белорусского лидера это уже 13-я официальная поездка в Пекин с 1995 г. А с Си в разном статусе он встречался 12 раз: семь раз во время визитов в КНР (2010, 2013, 2015, 2016, 2017, 2018 и 2019 гг.), четырежды на полях саммитов ШОС и еще один раз в ходе визита китайского председателя в Белоруссию в 2015 г.

Белорусско-китайское сотрудничество росло до политического кризиса 2019 г., после чего настала череда катаклизмов, которые сказались на темпах сближения и исказили эту картину, говорит директор ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Василий Кашин: пандемия коронавируса и закрытие границ в самом Китае, дестабилизация на фоне президентских выборов в Белоруссии 2020 г., а в 2022 г. – военная спецоперация России на Украине.

Размер инвестиций со стороны Китая в Белоруссию всегда был меньше, чем со стороны России, но зато Пекин давал много кредитов под конкретные проекты с привлечением китайских технологий, говорит эксперт. В 2017 г. покойный министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей говорил, что стороны реализуют более 30 инвестиционных проектов, финансируемых кредитами китайских банков и правительства, на общую сумму около $6 млрд в энергетике, промышленности, транспортной инфраструктуре, недвижимости, телекоммуникациях и других отраслях. Кроме того, у Минска и Пекина был ряд совместных проектов по созданию в Белоруссии промышленных производств с ориентацией на экспорт в Россию, отмечает Кашин (см. справку).

Сейчас стороны могут вернуться к реализации подобных планов, если белорусы предложат хорошие условия для размещения этих производств, уверен Кашин. Согласно предварительным официальным анонсам Минска и Пекина, ожидается, что во время нынешнего визита будет подписан большой пакет документов по развитию отношений в экономической, инвестиционной и гуманитарной сферах (к примеру, в Белоруссии работают пять Институтов Конфуция, а до пандемии COVID-19 студенты ездили учиться в Китай). Накануне государственного визита Лукашенко предложил в интервью китайскому агентству «Синьхуа» с помощью китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень» объединить промышленную политику Белоруссии, России и Китая.

«Недавно мы с Россией определились, что у Беларуси и России единая промышленная политика. Почему бы не подключиться Китаю? Давайте начнем с Беларуси, а потом объединимся втроем: Россия, Беларусь и Китай. Большое поле деятельности», – заявил он (цитата по БЕЛТА). По словам Лукашенко, в 2022 г. в «Великом камне» появилось порядка двух десятков новых компаний с заявленным капиталом более $80 млн. А всего там работает больше 100 предприятий. «Отсюда можно торговать современными узлами, комплектами и товарами по всей Европе и в США поставлять продукцию. А продукция там – от медицины, производства лекарств до автомобилестроения (узлы и агрегаты). Там самые современные передовые технологии. Мы этим гордимся! Единственное, я всегда хотел бы больше, больше, больше», – рассказал Лукашенко.

Во что инвестирует КНР

Главный китайский инвестор в Белоруссии – компания Citic Construction – одна из крупнейших государственных инвестиционных корпораций Китая. В 2007 г. стороны решили построить новые цементные заводы и модернизировать энергоснабжение действующих в Белоруссии цементных производств. Еще один, более крупный совместный проект – Белорусская национальная биотехнологическая корпорация (БНБК), где Citic Construction выступила не только генеральным подрядчиком БНБК, но и акционером. Сейчас БНБК производит более 50 видов комбикормов, премиксов и незаменимых аминокислот для животных. В 2017 г. в Жодине открылся автомобильный завод «БелДжи», на котором выпускают китайские кроссоверы Geely. В 2018 г. было подписано соглашение на общую сумму $560 млн между белорусско-британским предприятием «Юнисон» и китайской компанией Zotye International Automobile Trading об организации в Белоруссии производства электромобилей. Кроме того, Китай строит в Минске в качестве подарка Национальный стадион и бассейн международного класса на сумму $235 млн.

В 2022 г. товарооборот Белоруссии и Китая составил $5,79 млрд (более 113% к уровню 2021 г.). Экспорт белорусских товаров в Китай составил $1,61 млрд, а импорт – $4,18 млрд по итогам 2022 г. Как сообщает БЕЛТА, основные статьи экспорта – калийные удобрения, говядина, мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, лесоматериалы и др. Белоруссия, как и Россия, быстро переориентировалась на Китай, оказавшись под санкциями, и стремится к большему взаимодействию, говорит Кашин. У союзного государства фактически единый рынок и, создавая частные проекты для Минска, китайцы будут ориентированы на Россию, добавляет он.

Впрочем, этот визит в отличие от предыдущих пройдет на фоне дискуссии о степени поддержки КНР России в украинском конфликте. Накануне поездки Лукашенко в Пекин западные СМИ начали интерпретировать действия Минска именно через призму китайской поддержки России. 26 февраля, когда уже стало известно о подготовке поездки белорусского лидера в КНР, эксперты американского Института изучения войны (ISW; ежедневно публикует мнения по поводу конфликта на Украине, как правило не в пользу России) не исключили, что визит белорусского президента в КНР может быть связан с «посреднической ролью Минска» в вопросе снабжения Москвы.

Сам Лукашенко отмечал в интервью 23 февраля, что Минск сам учится у Пекина в сфере технологий, в том числе оборонных. Конкретные примеры военно-технического сотрудничества он не привел, но стороны действительно уже не первый год его развивают: к примеру, в 2015 г. в День Победы белорусские военные впервые продемонстрировали реактивную систему залпового огня (РСЗО) «Полонез» калибра 301 мм, которая была создана с учетом китайских наработок. А в 2017 г. в Минске была продемонстрирована совместимая версия китайских ракет А200 для «Полонеза» с дальностью поражения целей на расстоянии до 300 км. По словам Кашина, Белоруссия также экспортировала в Китай отдельные технологии.

Эксперт Российского совета по международным делам Алексей Наумов говорит, что визит белорусского президента в КНР стоит рассматривать в качестве следующего этапа развития дипломатического взаимодействия Москвы и Пекина, которому предшествовала поездка Ван И в Россию (встречи китайского дипломата на высшем уровне в Москве прошли 22 февраля). В нынешней ситуации Лукашенко, по мнению эксперта, играет роль медиатора при решении отдельных вопросов между Россией и Китаем, которые не могут решать лидеры этих государств на высшем уровне. Встреча Путина и Си, которая должна пройти в этом году, завершится подписанием серьезных документов и громкими заявлениями, и потому не может быть «проходной», в то время как визит Лукашенко сохраняет «серьезность» и статусность, но избавляет от необходимости предъявить эпохальные результаты.