Прошедший палату представителей пакет помощи США Израилю вряд ли пройдет сенат
Без учета средств на Украину и с угрозой вето Байдена он практически обреченПалата представителей США 3 ноября одобрила отдельный пакет военной помощи Израилю без упоминания Украины на сумму $14,3 млрд. Законопроект поддержали 226 конгрессменов, против выступили 196. Вместе с республиканцами «за» проголосовали 12 демократов. Теперь документ направят на рассмотрение в сенат.
«Это необходимая поддержка в момент, когда Израиль сражается за право существовать… В период нарастания антисемитизма внутри страны и за рубежом чрезвычайно важно, чтобы США послали сигнал всему миру, что угрозы в отношении Израиля будут встречены серьезным отпором… Сенат и Белый дом не должны упустить этот момент, я настаиваю, чтобы они одобрили законопроект так же быстро, как это сделали в палате представителей», – написал спикер Майк Джонсон на своей странице в соцести X (бывший Twitter).
Демократы и часть республиканцев в сенате уже предупредили о неготовности одобрить инициативу по Израилю в ее нынешнем виде. Лидер демократов в сенате Чак Шумер заявил, что не намерен даже рассматривать законопроект из палаты представителей, так как сенат формирует альтернативное предложение.
«Сенат не будет принимать глубоко ошибочный законопроект республиканцев из палаты представителей. Вместо этого мы [сенаторы] разработаем двухпартийный пакет, включающий финансирование помощи Израилю, Украине, гуманитарной помощи, в том числе и для Газы, а также соперничества с китайским правительством», – подчеркнул Чак Шумер в X.
По данным Associated Press, 1 ноября спикер Джонсон заявил, что планирует вынести на голосование пакет помощи для Украины, совмещенный с выделением средств на укрепление границы после того, как будет одобрен законопроект по Израилю. 27 октября, после встречи с президентом Джо Байденом, Джонсон заявил, что конгресс не намерен «оставлять Украину», но сначала обеспечит нужды Тель-Авива.
31 октября республиканцы в палате представителей во главе с Джонсоном объявили о намерении вынести на голосование законопроект, предусматривающий выделение средств на военную помощь для Израиля. Законопроект вызвал критику со стороны как демократов, так и некоторых республиканцев. Недовольство заключалось в двух особенностях. В документе не учитывались расходы на Украину и союзников США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которые запросил у конгресса Байден 20 октября (на сумму $105,85 млрд).
Демократы возмутились способом финансирования пакета помощи для Израиля. Согласно плану Джонсона и его союзников в палате, выделенную сумму предлагается покрыть посредством сокращения бюджета налоговой службы США (IRS). Управление конгресса США по бюджету сообщило, что урезание средств в распоряжении налоговиков сократит доходы бюджета на $26,8 млрд в период с 2024 по 2033 г. и увеличит дефицит на $12,5 млрд за тот же период из-за сокращения налоговых поступлений.
В Белом доме 1 ноября заявили, что в случае одобрения законопроекта конгрессом Байден может применить право вето. Представители президента подчеркнули, что документ «в его нынешней форме» не учитывает современные реалии и интересы национальной безопасности США. Также в администрации недовольны отсутствием в законопроекте средств на гуманитарную помощь для Газы.
Президент может ветировать законопроект, одобренный обеими палатами конгресса. Но вето может быть преодолено, если законопроект получит две трети голосов и в палате представителей, и в сенате. Если в течение следующих 10 дней после одобрения обеими палатами президент все же не подписывает законопроект, он все равно становится законом.
Законопроект почти наверняка провалится в сенате, если республиканцы каким-то образом не смогут учесть военную помощь для Украины, считает замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов. При этом, объясняет эксперт, Байден должен понимать, что блокировка помощи Израилю может обернуться для него очередным процессом импичмента.
Суслов полагает, что в конце концов и Израиль, и Украина получат средства от американцев. Но, по его мнению, последней могут выделить меньше средств, чем запрашивал Байден: «Перед тем как решить вопрос об оказании поддержки Киеву, республиканцы будут требовать конкретные отчеты о расходовании уже выделенных средств… Это все предмет торга между демократами и республиканцами».
Байдену и демократам будет трудно отбиться от обвинений в игнорировании нужд Израиля. Но президент и его однопартийцы, в свою очередь, могут парировать нежеланием республиканцев поддержать Украину и намерением лишить США налоговых поступлений, считает политолог Ян Веселов.
При этом эксперт подчеркивает, что почти единогласная поддержка помощи Израилю со стороны республиканцев не гарантирует спикеру Джонсону сохранение его нынешних позиций. «Лишь двое республиканцев голосовали против, аргументировав это тем, что США не должны поддерживать ни Израиль, ни Украину, а тратить только на себя. Но дальнейшие попытки принять иные законопроекты, вероятно, все равно обнажат противоречия внутри фракции», – резюмировал Веселов.