Госдума уточнит механизм освобождения от наказания при участии в спецоперации

Поправки вносятся в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы
Дмитрий Ягодкин / ТАСС

В Госдуму внесен законопроект, уточняющий порядок освобождения от уголовной ответственности тех, кто заключил контракт о прохождении военной службы. Авторами инициативы стали депутаты Госдумы Павел Крашенинников и Андрей Картаполов, а также сенатор Андрей Клишас. Поправки предлагается внести в Уголовный (УК) и Уголовно-процессуальный кодексы (УПК).

Согласно законопроекту подозреваемый, обвиняемый, осужденный или человек, имеющий непогашенную или неснятую судимость и призванный на военную службу или заключивший контракт на службу, освобождается от уголовной ответственности, а судимость в отношении него погашается – в случае получения госнаграды за службу или со дня увольнения со службы по возрасту, по истечению контракта или с окончанием мобилизации. Лица, в отношении которых осуществлялось уголовное преследование на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей до 30 сентября 2022 г., освобождаются от уголовной ответственности и наказания, а судимость в отношении таких лиц погашается в порядке и по основаниям, установленным этим законом.

Уголовный кодекс парламентарии предлагают дополнить двумя новыми статьями. В ст. 78.1 (освобождение от ответственности в связи с призывом на военную службу или заключением контракта о прохождении военной службы в период мобилизации, во время военного положения или в военное время) прописывается, что лицо, совершившее преступление небольшой или средней тяжести, призванное на военную службу или заключившее контракт на прохождение военной службы, а также те, кто совершил преступление в период прохождения военной службы, предварительное расследование в отношении которого приостановлено в соответствии с п. 3.1 ч. 1 ст. 208 УПК, освобождается от ответственности со дня награждения госнаградой, полученной во время прохождения службы, со дня увольнения со службы по возрасту, по истечению контракта или с окончанием мобилизации. Контроль за действием этих лиц будет осуществляться командованием воинской части.

В этой же статье прописываются исключения: кто не подпадает под эту норму. Это подозреваемые и обвиняемые по: ч. 2 ст. 200.1 (контрабанда наличных средств, совершенная в особо крупном размере/группой лиц), ч. 2 ст. 205.2 (призывы или пропаганда террористической деятельности, совершенные с использованием СМИ или интернета), п. «б» ч. 2 ст. 215.4 (незаконное проникновение на охраняемый объект, сопряженное с созданием угрозы распространения сведений, составляющих гостайну), ч.1 и ч. 2 ст. 217.1 (нарушение требований обеспечения безопасности объектов ТЭКа), ч. 1 и ч. 2 ст. 220, ч. 1 ст. 221 (незаконное обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, а также хищение таких материалов), ч. 1 ст, 274.1 (неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру), ст. 280, ст. 280.1, ч.1 ст. 280.4 (публичные призывы к экстремизму и сепаратизму, а также к деятельности против безопасности государства), ч. 1 ст. 283, ч. 1 ст. 283.1, ч. 1 и ч. 2 ст. 283.2, ст. 284 (преступления, связанные с разглашением гостайны).

Еще одна новая статья 80.2 (освобождение от наказания в связи с прохождением военной службы) говорит о том, что лицо, отбывающее наказание за совершение преступления и призванное на военную службу или заключившее контракт, освобождается от наказания условно. Контроль также осуществляет командование воинской части. Освобождение от наказания полностью происходит также со дня получения госнаграды или увольнения с военной службы по возрасту, по истечению контракта или с окончанием мобилизации. Если в период прохождения военной службы человек, который был условно освобожден по этой статье, совершил новое преступление, то наказание назначается по совокупности приговоров.

В этой статье также есть исключения: кто не подпадает под норму. Это осужденные за следующие преступления: п. «а» ч. 3, п. «б» ч. 4, ч. 5 ст. 131; п. «а» ч. 3, п. «б» ч. 4, ч. 5 ст. 132; ч. 3-6 ст. 134, ч. 305 ст. 135 (преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних), ст. 205–205.5 (терроризм), ст. 206 (захват заложника), ст. 208 (организация незаконного вооруженного формирования). ст. 211 (угон воздушного судна), ст. 220, 221 (незаконное обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, их хищение), ст. 275 , ст. 275.1 (госизмена), ст. 276–280 (шпионаж), ст. 281–281.3 (диверсия), ст. 282.1- 282.3 (экстремизм), ст. 360 (нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой), ст. 361 (международный терроризм).

Корреспондирующие поправки вносятся в ст. 86 УК (судимость) - о том, что судимость погашается со дня получения госнаграды или увольнения с военной службы по возрасту, по истечению контракта или с окончанием мобилизации.

В УПК также появляется новая ст. 28.2 (прекращение уголовного преследования в связи с призывом на военную службу или заключением контракта на прохождение военной службы). В ней говорится, что следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора прекращает уголовное преследование подозреваемых или обвиняемых, в отношении которых предварительное расследование было приостановлено по ходатайству командования воинской части, – если получена информация, которая предусмотрена ст. 78.1 УК.

До прекращения уголовного преследования следователь разъясняет лицу основания прекращения дела, получает согласие на прекращение уголовного преследования или «возражения против такого решения». Если человек возражает против прекращения уголовного преследования, то оно не допускается. Порядок взаимодействия командиров воинских частей по вопросам прекращения уголовного преследования в связи с прохождением обвиняемыми и подозреваемыми военной службы определяется совместными решениями Минобороны, Следственного комитета и Генпрокуратуры. Предварительное следствие приостанавливается в случае призыва подозреваемого или обвиняемого на военную службу или заключения контракта. Ходатайствовать об этом может командир воинской части.

Законопроект разработан «в целях совершенствования правового регулирования освобождения от уголовной ответственности и наказания, погашения судимости, приостановления уголовных дел и прекращения уголовного преследования в периоды мобилизации, военного положения и в военное время», говорится в пояснительной записке.

Крашенинников говорит, что механизм освобождения от наказания распространяется на подозреваемых и обвиняемых за преступления небольшой и средней тяжести и осужденных, за отдельными исключениями, в случае если они заключили контракт о прохождении военной службы. «Тем, кто совершил преступления по таким статьям УК РФ, как преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, терроризм, госизмена, шпионаж, и ряд других тяжких и особо тяжких преступлений возможности заключить контракт с ВС РФ предоставлено не будет вовсе», – продолжает он.

В случае заключения контракта с ВС РФ дела подозреваемых будут приостановлены, а вид наказания осужденных будет изменен на условный срок, говорит депутат: «Контроль над их поведением будет осуществляться командованием воинских частей. Если после начала военной службы по контракту такой человек вновь совершит преступление, то суд назначит ему наказание с учетом ранее вынесенных приговоров».

Летом 2023 г. схожий законопроект уже вносился в Госдуму. Он назывался «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции». Там как раз прописывался перечень тех, кто может быть освобожден от наказания или уголовного преследования в случае заключения контракта на военную службу. По сути, нынешняя инициатива уточняет нормы того законопроекта, закрепляя положения в УК и УПК.

По сути, эти изменения являются продолжением того закона, который был принят летом и у которого закончился срок действия, говорит Крашенинников «Ведомостям»: «Вместе с коллегами из правоохранительных органов выработали общую позицию и решили внести изменения все-таки в текст двух кодексов – УК и УПК. К тому же для следователей это родной закон». Он подчеркивает, что эти нормы будут действовать на период проведения спецоперации.