Призыв в армию ультраортодоксов расколол правительство Израиля

Партнеры Нетаньяху недовольны отсрочкой для них
JACK GUEZ / AFP

Израильский премьер Биньямин Нетаньяху пригрозил развалом правительства, если оно не поддержит законопроект об освобождении от призыва в армию ультраортодоксальных иудеев. Союзники премьера по коалиции Бенни Ганц и министр обороны Йоав Галант раскритиковали проект

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху объявил, что не откажется от законопроекта, продлевающего освобождение от призыва в израильскую армию для ультраортодоксальных иудеев. Выступая перед своими однопартийцами из «Ликуда», он добавил, что без этого законопроекта текущий кабинет министров не сможет остаться у власти, передает радио KAN. Заявление последовало после того, как член военного кабинета Бенни Ганц пригрозил выйти из него, если документ будет принят.

По разным оценкам, в Израиле насчитывается от 9 до 13% (из 9,8 млн человек) ультраортодоксов – харедим. С образования государства Израиль в 1948 г. мужчины призывного возраста из этой группы могли получить отсрочку от службы в израильской армии. Сегодня отсрочка предоставляется учащимся иудейских религиозных школ и ежегодно автоматически продлевалась для тех, кто продолжал учебу до достижения 26 лет – крайний возраст призыва.

Изначально этот закон принимался в качестве временной меры, но впоследствии регулярно продлевался на пять лет. Текущий срок нормы истек в июне прошлого года, а продлившее его временное постановление истекает в апреле, после чего военные потенциально смогут призывать харедим в армию и наказывать уклонистов.

Предложенный Нетаньяху законопроект не устанавливает ежегодную квоту для призыва на военную службу для ортодоксов. Вместо этого он предусматривает увеличение предельного возраста призыва до 35 лет, а также гарантирует, что мужчины-харедим, не вступившие в армию, не будут подвергаться уголовным санкциям. Документ также предполагает создание специальных ультраортодоксальных батальонов в ЦАХАЛ и отдельных должностей в службах экстренной помощи.

Этот законопроект вызвал ожесточенные споры как среди членов правящей коалиции (64 мандата в парламенте), так и среди оппозиции (44 мандата). С февраля Ганц и его однопартиец, министр национального единства Гади Айзенкот продвигают свой план призыва ультраортодоксов, который предусматривает постепенное ежегодное увеличение числа харедим-призывников, но не детализирует квоты.

В преддверии своего визита в США 24 марта министр обороны Галант в своем видеообращении заявил, что не поддержит ни один законопроект, принятый без широкого согласия всех коалиционных партий, в частности партии Ганца (8 мест в кнессете). А лидер оппозиционной центристской партии «Еш Атид» (24 мандата) Яир Лапид призвал министров Ганца и Айзенкота выйти из правительства, если документ будет принят. «[Правительство] играет с безопасностью Израиля. Это уже не просто идеологическая дискуссия. Это катастрофа в сфере безопасности. Солдат не хватает, армия натянута до предела», – добавил он.

С начала войны в секторе Газа в октябре 2023 г. правительство Израиля призвало в общей сложности свыше 287 000 резервистов. По данным Управления кадров ЦАХАЛ, за последний год отсрочку от военной службы получили около 60 000 харедим, что стало рекордом за всю новейшую историю страны.

Ультраортодоксальные евреи – стабильная часть электората, традиционно голосующая за свои партии, поэтому их представители в правящей коалиции вряд ли согласятся пойти на отмену призывной «льготы», считает Людмила Самарская из Центра изучения Ближнего Востока ИМЭМО РАН. С их точки зрения, продолжает эксперт, изучение гражданами торы не менее важно, чем государственная и военная служба. При этом, несмотря на свою относительную многочисленность, ортодоксальные евреи слабо интегрированы в экономическую жизнь и недостаточно участвуют в общественной жизни страны. Кабинет министров, вероятно, в очередной раз примет временное постановление на год, полагает эксперт. Она добавила, что и принятие законопроекта Нетаньяху не вызовет внутриполитического кризиса, поскольку это сохранит текущий статус-кво.