Правительство просит ратифицировать протоколы о реструктуризации долгов Сербии

Это не только необходимая процедура, но и жест доброй воли, считают эксперты
ARMEND NIMANI / AFP

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила совместную инициативу МИДа и Минфина о ратификации российско-сербских межправительственных протоколов о внесении изменений в межправительственные соглашения двух стран. Об этом рассказал «Ведомостям» источник, близкий к комиссии.

В соответствии с законопроектом погашение и обслуживание задолженности Сербии перед Россией по нескольким соглашениям осуществляется в рублях. Протоколы при этом предусматривают условия реструктуризации задолженностей Сербии по ранее предоставленным кредитам.

2 февраля 2023 г. правительство РФ разрешило Сербии платить России по ряду кредитов в рублях. Протоколы о внесении изменений в межправительственные соглашения двух государств были подписаны 13 ноября 2023 г. в Москве и 21 ноября того же года в Белграде. Согласно процедуре, теперь законопроект должна ратифицировать Госдума. 

В протоколах речь идет о соглашениях по госэкспорту, финансовому кредиту, а также об урегулировании задолженности Сербии по обязательствам бывшей Союзной Республики Югославии от 10 марта и 17 марта 2021 г. Отмечается, что протоколы согласованы с корпорацией ВЭБ.РФ, выступающей уполномоченным банком с российской стороны.

О каких суммах идет речь?

В частности, речь идет о государственном экспортном кредите от 2013 г. на сумму $102,2 млн и в 2019 г. на 1,9 млн евро, государственном экспортном кредите на $38,3 млн.
Кроме того, задолженность Сербии по обязательствам бывшей Союзной Республики Югославии по состоянию на 1 марта 2022 г., когда был подписан документ, составляла $2,9 млн.
Во всех случаях речь идет о суммах задолженности на момент подписания протоколов.
По всем этим обязательствам Сербия систематически вносит платежи в рублях.
Два кредита 2013 г. связаны с соглашением, по которому «РЖД Интернешнл» занялась модернизацией и строительством новых железнодорожных путей в Сербии, говорит заместитель директора Института экономики РАН по научной работе Михаил Лобанов.
Кредит 2019 г., вероятней всего, был связан с начавшимися тогда поставками вертолетов Ми-35, говорит он.

Ратификация данных протоколов является стандартной процедурой межправительственных отношений между Россией и Сербией, пояснил член Ассоциации юристов России Евгений Пантазий. В данном случае, по его словам, протоколы закрепляют погашение Сербией долговых кредитных обязательств, а ратификация необходима для закрепления текущего состояния правоотношений.

Директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский уточнил, что при необходимости в эти договоры вносятся изменения, в каких-то ситуациях пересматриваются сроки, в каких-то - условия, в каких-то списывается часть долга, в каких-то - весь долг сразу. Но для этого, говорит Жарский, необходимы формальные действия, подтверждающие наличие договоренностей между сторонами.

Создание более комфортных для Сербии условий выплаты долга можно назвать жестом доброй воли для одной из немногих дружественных стран в Европе, говорит научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Анастасия Малешевич. В отличие от Запада, российской политике на Балканах всегда не хватало реальных финансовых механизмов поддержки братских народов, хотя только отмена штрафов по долгам вряд ли может считаться радикальным поворотом в этом вопросе, добавляет эксперт.

Отказ России от требований по отношению к Сербии при несвоевременной выплате долга мог стать экономическим ответом на благоприятную для Москвы политическую позицию не вводить санкции, считает Лобанов. Предполагалось, что если Сербия не вернет средства в срок, то процентная ставка повысится на несколько пунктов, и, судя по всему, сейчас от этого требования Россия отказывается. Выплата долга в рублях с 2023 г., вероятно, стала применяться из-за существующих ограничений в финансовой сфере и такой способ в новых условиях просто стал технически удобнее для обеих сторон, заключает Лобанов.