Горбачев: Антиалкогольную кампанию начали готовить еще при Брежневе

undefined

Антиалкогольная кампания середины 80-х гг. проводилась с ошибками, признал в интервью "Комсомольской правде" один из ее идеологов, тогдашний генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев. "Не надо было торговлю закрывать и провоцировать самогоноварение. Надо было все делать постепенно. Не топором по голове", - считает он теперь.

Необходимость в антиалкогольных мерах, как считает политик, была. Он рассказал, что в годы, предшествующие началу этой кампании, "в народе был настоящий загул" и люди жаловались Леониду Брежневу на разрушающее семьи пьянство.

По словам Горбачева, не он был инициатором кампании. До того, как он ее объявил, "ЦК уже шесть лет занимался планированием антиалкогольных мер". Он рассказал, что подготовка началась еще при Брежневе, которого "уговаривали" и "принудили согласиться с этой идеей", хотя он верил, что "русский народ не может без водки". Также подготовкой программы занимались Юрий Андропов и Константин Черненко. Когда программу подготовили, письмо о ней разослали "в 200 самых крупных трудовых коллективов" и, по словам Горбачева, "получили потрясающий отклик": "Антиалкогольные меры поддержали даже пьяницы". Впрочем, главным идеологом антиалкогольной кампании он назвал Егора Лигачева, который, по его словам, "так и не сумел осознать ошибки", которые все же были совершены.

"Антиалкогольная кампания все-таки была ошибкой в том виде, как она проводилась, - заявил Горбачев. - Это перехлесты с закрытием магазинов, особенно в Москве. Огромные очереди. Рост самогоноварения. Сахар пропал из магазинов. Надо было проводить не кампанию, а планомерную долгосрочную борьбу с алкоголизмом. Вытрезвление общества нельзя проводить наскоком. На это нужны годы. И бороться надо непрерывно, постоянно". Среди очевидных провалов кампании он назвал "бюджетные дыры и очереди". Положительным эффектом антиалкогольных мер он назвал снижение смертности, сокращение несчастных случаев на производстве и на дорогах, рост рождаемости. Свернуть кампанию пришлось из-за роста недовольства среди населения.