Минэкономики предлагает авиакомпаниям-должникам уйти с рынка – «Коммерсантъ»

undefined

Авиапром до сих пор не вышел из кризиса 2008 г., перевозчики продолжают накапливать долги и теряют кредитоспособность. Такие выводы содержатся в подготовленном Минэкономики к заседанию правительства Анализе тенденций развития и перспектив гражданской авиации на 2015-2016 гг., пишет «Коммерсантъ». Из доклада следует, что по итогам 2014 г. убытки пяти крупнейших авиакомпаний – «Аэрофлота», «Трансаэро», «Сибири», «Уральских авиалиний» и «России» - по РСБУ составили 25 млрд руб., а по итогам I квартала 2015 г. - уже 18 млрд руб. Долг перед банками только «двух авиакомпаний, входящих в пятерку», - выше 150 млрд руб. Речь идет о «Трансаэро» и «Ютэйр».

Целью мониторинга Минэкономики является переход от общеэкономических антикризисных мер к конкретным усилиям поддержки отраслей, пояснил куратор исследования замминистра Евгений Елин. «Мы предлагаем пересмотреть методы господдержки для авиакомпаний, которые вместе с кредитами госбанков на покупку самолетов «подзагнали» всю отрасль, включая аэропорты и авиастроение, вместо того чтобы после кризиса 2008 г. дать уйти неэффективным игрокам. В итоге отрасль так и не вышла из кризиса, рынок сжался, а провозные емкости раздули», отмечает он. В случае поддержки правительством предложений министерства «госбанкам и лизинговым компаниям придется зафиксировать убытки, но это заставит их пересмотреть методы оценки рисков».

Источник издания в Минэкономики утверждает, что «Аэрофлоту» навязывали вне потребности дорогие SSJ100 за валюту. «Невозможность возврата кредита крупной авиакомпании уже вынудила Сбербанк создать резервы», - продолжает он. Речь шла о кредите «Трансаэро». В банке ситуацию не комментируют. Авиакомпании на запросы не ответили.

Уход с рынка ряда крупных компаний-должников в министерстве считают неизбежным. В пример оно приводит банкротство Air Union, занимавшей 15% рынка, которое помогло восстановлению после 2008 г. Обострение может прийтись на осень, отмечают в Минэкономики. В случае ухода с рынка крупных игроков придется увеличивать зарезервированные в бюджете средства на пассажирские перевозки. До 2017 г. на эти цели ежегодно предполагается тратить по 10 млн руб.

В качестве мер поддержки Минэкономики предлагает отрасли обнуление НДС на внутрироссийских линиях на два-три года. Это предложение поддержали в Минтрансе.