Независимый авиаэксперт выдвинул новую версию крушения Як-42 с ярославским «Локомотивом»

На прениях сторон по уголовному делу бывшего замгендиректора авиакомпании "Як-сервис" Вадима Тимофеева, которого обвиняют в связи с гибелью хоккейной команды "Локомотив" в катастрофе Як-42, независимый авиаэксперт Вячеслав Кострюков представил новую версию крушения. Как пишет "Коммерсантъ", он предположил что у разбившегося самолета был неисправен механизм поворота передней стойки шасси, например выключился автомат ее защиты. В связи с этим летчики уже не могли корректировать положение машины на полосе традиционным рулением, а для маневрирования на земле им приходилось использовать тормозные педали, считает он.

Ранее эксперты Межгосударственного авиационного комитета пришли к выводу, что самолет упал вскоре после взлета, потому что пилоты не прошли необходимую переподготовку для перехода с Як-40 на Як-42. Один из них по привычке нечаянно нажал при разгоне на педали тормоза, самолет не набрал необходимую для взлета скорость и произошло крушение, считает МАК. По версии СКР, Тимофеев самоустранился от должностных обязанностей, не обеспечил переподготовку пилотов и допустил их к полету. В суде эту версию озвучила заместитель транспортного прокурора Ярославской области Елена Ронжина. Она попросила для Тимофеева шесть лет колонии поселения.

Бывший ведущий инженер по объективному контролю летных испытаний 1-го класса Куйбышевского авиазавода Вячеслав Кострюков, которого привлекла защита подсудимого в качестве эксперта, назвал необоснованным заключение технической комиссии МАК. По его мнению, разгоняющийся "под случайным торможением" лайнер управляющий им пилот просто не смог бы удержать на полосе, поскольку тормозные усилия второго пилота обязательно стали бы уводить машину в сторону, пишет "Коммерсантъ". Поэтому проводившие по заданию МАК так называемый экспериментальный полет летчики-испытатели не смогли применить на разгоне педальное торможение.

Эксперт предположил, что аварию спровоцировала передняя центровка самолета: в переднем багажном отделении был сконцентрирован багаж хоккеистов, но пилоты об этом не знали и погрузку не проконтролировали. Поэтому они установили стабилизатор в положении для средней центровки вместо положенных при передней центровке 11,5 градуса, сказал Кострюков. По этой причине, а вовсе не из-за торможения, Як-42 и не смог оторваться от земли с первой попытки. По мнению эксперта, второй пилот мог использовать тормозные педали на разбеге осознанно, из-за неисправности механизма поворота передней стойки шасси. Он отметил, что комиссия МАК не обследовала эту стойку, хотя были проведены экспертизы всех восьми колес главных стоек. В пользу версии о неисправности передней стойки, по мнению эксперта, говорят такие факты, как нежелание командира экипажа перед взлетом заехать в специальный "карман" на летном поле для разворота, явно затрудненный выезд Як-42 на середину взлетной полосы перед стартом и, наконец, прозвучавшая уже во время руления жалоба второго пилота на "нечеткий руль", пишет "Коммерсантъ".

Суд принял выводы эксперта к сведению. Кострюков также сообщил, что он направил свой отчет в МАК.

Самолет Як-42 с хоккейной командой ярославского "Локомотива" на борту 7 сентября 2011 г. упал в районе населенного пункта Туношна под Ярославлем, в 2,5 км северо-западнее аэропорта. На борту было 45 человек - 37 пассажиров и восемь членов экипажа. Выжил только бортинженер.