Скандал с Volkswagen подпортил имидж всей Германии

Дизельный скандал в Volkswagen больно ударил по имиджу Германии, серьезно подорвав авторитет товаров Made in Germany, сообщает Deutsche Welle. Об этом свидетельствуют обнародованные в понедельник данные ежегодного рейтинга Nation Brands от лондонской консалтинговой компании Brand Finance, которая отслеживает динамику устойчивости и стоимости брендов стран мира.

Германия потеряла первое место в рейтинге устойчивости брендов, уступив лидерство Сингапуру. Стоимость бренда ФРГ, при подсчете которой учитываются устойчивость бренда страны и данные ВВП, сократилась по сравнению с 2014 г. на $191 млрд до $4,2 трлн, сообщила Brand Finance. "Эффект от скандала уже дает о себе знать, и может пройти довольно много времени, прежде чем Германии как бренду удастся вернуть доверие к себе, - подчеркнул в интервью DW директор Brand Finance по маркетингу Роберт Хэй. - Это может быть надолго упущенная возможность".

До скандала 2015 г. рейтинг был в целом благоприятным для международного имиджа Германии и обещал неплохие перспективы ее бренду, особенно на фоне ситуации с приемом беженцев, говорится в исследовании. Своим гостеприимством в отношении беженцев Германия заслужила "всемирное восхищение", пишут аналитики компании. Однако речь идет не только об укреплении бренда страны, но и о чисто экономическом эффекте, подчеркивают они: приток мигрантов обеспечит Германию дополнительной рабочей силой, что "подстегнет инвестиции в и без того привлекательную экономику".

Имиджевую катастрофу "эпических масштабов", постигшую Volkswagen, сравнивают с произошедшей с британской нефтедобывающей компанией BP. На прошлой неделе министерство юстиции США сообщило, что BP выплатит рекордную компенсацию в $20,8 млрд за загрязнение окружающей среды, вызванное взрывом на платформе Deepwater Hirozon в Мексиканском заливе в 2010 г. Однако история с Volkswagen видится в более мрачном свете, чем скандал с BP, подчеркивают исследователи.

"Ущерб, который скандал с VW нанес имиджу Германии, гораздо более значительный, нежели удар по репутации Великобритании от разлива нефти на платформе BP", - говорит Хэй. Разлив нефти в Мексиканском заливе был пусть и катастрофическим, но непреднамеренным, констатировал он. "В то время как в случае с Volkswagen мы, похоже, видим систематический обман, затронувший, возможно, всю отрасль, если верить слухам, что в него могли быть вовлечены и другие автопроизводители", - рассуждает Хэй. По его словам, дополнительным ударом по имиджу стало очевидное лицемерие немцев, известных своей привычкой безукоризненно соблюдать правила.

Данные Brand Finance находят подтверждение в исследовании немецкой аналитической фирмы Puls, пишет Deutsche Welle. Согласно проведенному компанией опросу 67% немецких автолюбителей считают, что другие автопроизводители тоже подделывали данные о количестве вредных выбросов. Результаты опроса, проведенного среди 557 автолюбителей, компания опубликовала 5 октября. 48% опрошенных полагают, что манипуляции Volkswagen надолго подорвали престиж знака качества Made in Germany. Противоположного мнения придерживается 41% респондентов. При этом 11% опрошенных автолюбителей заявили, что больше не хотят покупать автомобили VW. Сохранили интерес к покупке 54% опрошенных, тогда как 35% предпочитают подождать, когда скандал утрясется.

В рейтинге Brand Finance Германию по устойчивости бренда обогнал Сингапур. По стоимости бренда самое маленькое государство Юго-Восточной Азии существенно отстает от ФРГ - $412 млрд. На первом месте по этому показателю традиционно находятся США - $19,7 трлн, что во многом обусловлено размерами экономики страны.

Стоимость бренда России за год упала на 31%, составив $810 млрд. Наряду с Украиной, Перу, Гондурасом и Аргентиной она вошла в пятерку брендов с самой негативной динамикой. На стоимости бренда страны отразилось ее участие в конфликте в Сирии, "не говоря уже о происходящем у нее под носом, на Украине", объяснили в Brand Finance.