Российские бренды

Президент России Владимир Путин, выступая на пленарном заседании ПМЭФ-2023, отметил, что одно из ключевых направлений развития экономики — это расширение предпринимательской активности и поддержка отечественного бизнеса.

Мощным стимулом, по словам Владимира Путина, для российского бизнеса стало замещение транснациональных корпораций, которые ушли с российского рынка: «За один только прошлый год российские производители подали более 90 тысяч заявок на регистрацию торговых знаков. Кроме одежды и обуви, это в основном программное обеспечение, бытовая химия, парфюмерия, косметика и так далее», — сказал Президент России.

Глава государства также рассказал, что под многими иностранными брендами уже давно продается продукция, которая полностью производится на российских мощностях, и, по сути, это российские товары — только с зарубежными логотипами. «Так что их выпуск с уходом владельцев торговых марок не прекратится — только логотип поменяется», — заключил он.

Далее Владимир Путин отметил, что «для всех компаний подобного рода Агентство стратегических инициатив запустило специальный ежегодный конкурс, где будут отмечаться лучшие растущие бренды России. Итоги первого конкурса будут подведены уже скоро — в конце июня. Его программа охватывает более десяти номинаций. Уже приняты свыше пяти тысяч заявок со всей страны. Уверен, и победа, и участие в этом конкурсе станут хорошим вызовом и подспорьем для наших предпринимателей, для укрепления их позиций на рынке и увеличения инвестиций в новые мощности и рабочие места. Поэтому призываю руководителей регионов: пожалуйста, оказывайте содействие развивающимся брендам — сейчас им особенно нужна такая поддержка на региональном уровне».

Особенности текущей ситуации и возможности для быстрого роста перспективных отечественных брендов рассмотрели на сессиях ПМЭФ-2023.

Директор по специальным проектам Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) Михаил Хомич отметил, что уход зарубежных брендов стал для отечественных производителей поводом заявить о себе. Однако, каким бы качественным ни был продукт, без создания сильного бренда, без правильного позиционирования и продвижения ему будет сложно попасть к потребителю.

О том, что производители не имеют правильного представления о формировании бренда, высказался и помощник Президента России Максим Орешкин. «Много качественных продуктов неправильно упакованы, без идей и без эмоций для покупателя и потребителя. А эмоции в данном случае очень важны». Спикер отметил, что процесс заполнения освободившихся ниш довольно сложен. Но, «если оказывать этому процессу поддержку, он пойдет быстрее и будет давать самые позитивные результаты», — считает Максим Орешкин.

Более подробно о конкурсе брендов АСИ, про который говорил Владимир Путин на пленарном заседании, рассказала Светлана Чупшева, генеральный директор АСИ. «Ключевой критерий „входа» на конкурс — это рост выручки за предыдущие два года. И это не должны быть крупные бренды, такие как Сбер, РЖД, Аэрофлот. Какой запрос от номинантов? Научиться формированию культуры бренда, получить возможность рассказать о нем на телевидении, в социальных сетях. И я благодарю наших партнеров, которые предоставляют свои ресурсы для продвижения отечественных брендов», — сказала спикер.

О том, почему в России мало сильных брендов рассказал Герман Греф, Председатель Правления ПАО «Сбербанк России». Одной из причин он назвал отношение к политике брендов в системе образования. Участники мероприятия согласились, что в России пока не хватает специалистов, которые могли бы заниматься формированием брендов и донесением их миссий.

Аналитики системы управления репутацией и медиамониторинга «СКАН-Интерфакс» составили рейтинг самых заметных и упоминаемых в медиа компаний по итогам ПМЭФ-2023. Лидерами рейтинга стали Сбербанк, ВТБ и Госкорпорация «Росатом», заняв первые три места.

А на седьмой строчке рейтинга оказался бренд LADA. Компания АО «АВТОВАЗ» выступила национальным партнером ПМЭФ-2023. В рамках партнерства предполагалась широкая интеграция бренда LADA в тематические мероприятия ПМЭФ-2023, направленные на развитие и поддержку отечественной промышленности. В зоне экспозиции «Путешествуй!» АО «АВТОВАЗ» представил флагман линейки LADA — Vesta нового поколения. На стенде города Санкт-Петербург состоялась премьера абсолютно новой модели LADA, выпуск которой начнется в ближайшее время. Реализуя национальные цели развития автомобильной промышленности, АВТОВАЗ продемонстрировал и свои новейшие наработки для делового сектора — представительский седан LADA Aura и электромобиль LADA e-Largus.

Необходимую поддержку отечественным брендам предложил генеральный директор Первого канала Константин Эрнст. Он заявил, что телевидение готово оказать помощь в продвижении российских брендов и предложил провести интересный эксперимент: Первый канал может прорекламировать в течение трех месяцев небольшие стартапы, чтобы посмотреть, как это повлияет на уровень продаж.

Обсуждения на сессиях ПМЭФ-2023 также коснулись вопросов продвижения отечественных брендов на зарубежных рынках.

Участники отметили, что поскольку за границей представления потребителей о современной России достаточно ограничены, то и продукция Made in Russia вызывает настороженность или просто остается незамеченной. Для решения этой проблемы создана программа «Сделано в России» Российского экспортного центра (РЭЦ). Она является частью нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». Программа должна поддержать маркетинговые усилия российских производителей, помочь им привлечь новых клиентов и достучаться до иностранного потребителя.

По словам первого вице-премьера правительства России Андрея Белоусова, в обязанности РЭЦ должно входить продвижение товаров и услуг Made in Russia, выбор приоритетных стран и отраслей для продвижения, работа по сертификации «Сделано в России» и сотрудничество с различными участниками, включая министерства, ведомства и бизнес-сообщество.

«Сделано в России» — это высокий бренд, большая политическая цель, и правительство России, и экосистема ВЭБ должны поддерживать РЭЦ, который им занимается. Это лучшее качество, репутация, которая должна опираться на сильные бренды и качественные продукции. И одновременно нужно помогать всем, кто хочет что-то продавать за границу«, — считает председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов.

Программа «Сделано в России» представляет собой набор инструментов, включающий шоурумы с российской продукцией, национальные стенды на крупнейших международных выставках, национальные магазины на ведущих маркетплейсах и др. Все эти инструменты РЭЦ сопровождаются специальными рекламными кампаниями, маркетинговыми активностями, включая работу в социальных и торговых сетях.

«В России уже есть экспортеры и целые отрасли, которые помогают формировать новый образ отечественной продукции за рубежом: производители зерна, металлурги и не только», — заявила генеральный директор РЭЦ Вероника Никишина. С начала 2022 года при поддержке РЭЦ и инструментов региональных властей порядка 3000 отечественных экспортеров установили деловые отношения с новыми партнерами на выставках и бизнес-миссиях в дружественных странах.

Участники отметили, что программа «Сделано в России» должна быть направлена на продвижение отдельных, самых перспективных отраслей — тех, где уже есть первые успешные экспортеры. Это может быть, например, фармацевтика, агропродукция глубокой переработки или молочные продукты.

Другие пресс-релизы