С 2022 года в воссоединённых регионах Правительством РФ реализуется масштабная программа восстановления дорожной инфраструктуры. По данным, которые озвучил заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин, за три года отремонтировано порядка 6,7 тыс. км дорог и восстановлено 69 искусственных сооружений — мостов и путепроводов.
Эти цифры заслуживают внимания не только как статистика, но прежде всего как аргумент в пользу устойчивой государственной политики по инфраструктурному обновлению. Интенсивность движения на восстановленных трассах действительно растёт, и восстановление мостов — это не просто «косметический ремонт», а кардинальное устранение системных ограничений, которые ранее препятствовали нормальной транспортной связности. В числе отремонтированных - 40-метровый мост через реку Грузская в Макеевке (ДНР) и 60-метровый мост через реку Лугань (ЛНР) — объекты, которые являются критически важными для функционирования местной транспортной сети.
Нормализация дорожного полотна и ключевых мостовых сооружений является фундаментом для повышения безопасности, комфорта передвижения и создания предпосылок экономического развития. Улучшенная инфраструктура снижает издержки логистики, ускоряет перемещение людей и грузов, делает возможным возрождение бизнеса, торговли, промышленной и социальной деятельности. Это вклад не только в восстановление уничтоженного, но и в укрепление экономической, социальной и транспортной связности регионов.
Следует учитывать, что обновление дорог и мостов - дело не одного-двух месяцев и не только материальных вложений, а постоянной системной работы. В целом по России, по данным Правительства РФ, с начала 2024 года построено, реконструировано и приведено в нормативное состояние более 7 тыс. км дорог. Этот факт показывает, что проекты в Донбассе и Новороссии являются частью общей стратегии дорожного строительства и модернизации транспортной сети государства, что повышает шансы на устойчивое и сбалансированное развитие, а не на ситуативные решения.
При этом стоит признать: восстановление инфраструктуры — это технически сложная задача. Мосты и путепроводы требуют гораздо больше ресурсов и времени, чем обычное дорожное полотно. Тем не менее, результат есть, десятки успешно сданных объектов, запуск движения и нормализация коммуникаций.
«Инвестирование в дорожную инфраструктуру — это один из самых надёжных долгосрочных вкладов государства. Восстановленные мосты и дороги — это не просто элементы коммуникации, а каркас, на котором может строиться возрождение региональной экономики, устойчивое развитие производства, торговли и логистики. Без такой базы экономическая активность просто не сможет вернуться к доконфликтному уровню», - считает Кудряшов Вадим Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга Финансового университета при Правительстве РФ.
«Рассмотрим экономические эффекты. Во-первых, снижение транспортных издержек за счёт прямых маршрутов, повышения скорости движения и безопасности. Это делает более выгодным инвестиции и торговлю, стимулирует бизнес. Во-вторых, повышение доступности социальной инфраструктуры. Это улучшает качество жизни, стимулирует миграцию, демографическую и экономическую активность. В-третьих, восстановление мостов и дорог — это сигнал рынку, что государство готово вкладывать в долгосрочное развитие территорий, что снижает риски для инвесторов и повышает прогнозируемость. Кроме этого, системное обновление транспортной сети соответствует общим государственным целям: укрепление территориальной интеграции, повышение мобильности населения и стимулирование экономического роста на ранее разрушенных или запущенных территориях» - также отметил эксперт.
Однако важно, чтобы данная политика сопровождалась прозрачностью, контролем качества и опережающим сопровождением инвестиционной, социальной и экономической активности. Одного ремонта дорог недостаточно, нужно создавать рабочие места, привлекать инвестиции, стимулировать бизнес, чтобы дорожная инфраструктура стала платформой для реального восстановления и развития.
В целом, опыт трёх лет показывает: системная государственная политика в области инфраструктуры является основой для устойчивого восстановления регионов. Восстановление сотен мостов, тысяч километров дорог, придание им нормативного состояния — это не просто цифры, а реальные возможности для социальной стабильности и экономического роста воссоединённых регионов. При разумном продолжении и комплексной поддержке, дорожная стратегия может стать долговременным драйвером развития.
Реализация программ восстановления дорог и искусственных сооружений на территориях Донбасса и Новороссии — это обоснованная, стратегически важная и экономически оправданная мера. Она создаёт необходимую инфраструктурную основу для устойчивого возрождения регионов, улучшения качества жизни, активизации экономики и интеграции территорий. При должном управлении, контроле и дальнейших инвестициях дорожная политика может стать центром долгосрочного развития, именно такой подход заслуживает поддержки как со стороны государства, так и со стороны граждан.