В китайской провинции Хунань к концу этого года подводят итоги уникального экономического эксперимента. Его главным действующим лицом стал не промышленный гигант или IT-стартап, а региональная футбольная лига. Чемпионат провинции Хунань по футболу, известный как «Сянчао» простимулировал расходы на культуру и туризм на сумму 11,359 млрд юаней. Старший преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ Светлана Батанова отмечает, что этот результат не случайность, а плод системной стратегии, превратившей спортивные соревнования в точку комплексного роста культурно-туристической отрасли провинции.
Батанова подчеркивает, что ключевая инновация «Сянчао» заключается в отказе от модели изолированного спортивного события. Власти провинции и руководители футбольных клубов разработали новую концепцию: билет на матч теперь преподносится как «ключ» к городу, в котором проходят состязания. Обладатели билета получают право не только на вход на стадион, но и целый пакет льгот: скидки на билеты в музеи и при посещении достопримечательностей (если там платный вход), а также специальные предложения от отелей и ресторанов. Эту концепцию китайцы окрестили «экономикой корешка билета», она стимулирует болельщиков из других регионов и городов приезжать заранее и задерживаться после окончания матчей, превращая их краткий визит на стадион в многочасовой, а то и многодневный тур по городу.
В результате, по данным оператора связи China Mobile, за время проведения лиги число посещений провинции превысило 270 млн. чел.-раз.
Структура потребления болельщиков сложилась следующим образом: общий объем прямых расходов на культуру и туризм составил 11,359 млрд юаней, расходы в общепите - 41,8 млн юаней, проживание в гостиницах – 23 млн юаней, расходы на транспорт – 62 млн юаней.
Масштаб эффекта варьировался от города к городу, для его усиления власти заранее разработали концепцию «визитных карточек» всех городов, где проводится Чемпионат. Например, в столице провинции – городе Чанша – упор был сделан на посещение торговых центров и ночные прогулки по реке Сянцзян. В городе Чжанцзяцзе к билету на матч прилагается мини-путешествие в местный парк, расположенный в живописных горах Улинъюань, окружающих город. В исторических центрах, таких как Фэнхуан, билет давал доступ к культурным мероприятиям, а в Шаошане болельщики шли на экскурсию в резиденцию Мао Цзэдуна. Каждый из 14 городских округов Хунани выстроил свой «матч-маршрут».
Старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Светлана Батанова отмечает, что таким образом, «Сянчао» стал не просто спортивным мероприятием, а единой платформой для продвижения всего многообразия провинции Хунань.
Эксперт считает, что успех «Сянчао» коренится в умелой интеграции в местный культурный код. Организаторы отказались от формального подхода к проведению мероприятия, взглянув на него шире и позволив местному бизнесу воспользоваться этой возможностью. Теперь местные власти активно продвигают слоган «Путешествуй по Хунани вслед за «Сянчао».
Батанова полагает, что «Сянчао» дело не ограничится, провинция Хунань стала полигоном для отработки механизмов перед грядущим событием национального масштаба - XVI Всекитайскими играми 2029 года, которые также пройдут в Хунани.
Старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Светлана Батанова отмечает, что опыт Хунани демонстрирует, что в современной экономике досуга спортивное событие может быть не статьей расходов, а высокоэффективной инвестицией с мощным мультипликативным эффектом.
По мнению Батановой, этот опыт достоин внедрения и в нашей стране: можно проводить соревнования в разных видах спорта с целью развития внутреннего туризма, а также для стимуляции роста «китайского» туризма – на регулярной основе проводить российско-китайские межрегиональные соревнования в городах, которые наиболее часто посещают туристы из Китая: Москва, Санкт-Петербург, Иркутск, Калиниград и др.