Самые высокие административные барьеры - в Москве

Строить в России становится проще, хотя в некоторых регионах, например Москве и Московской области, административные барьеры по-прежнему высоки, утверждает Минрегионразвития. Сами строители улучшения ситуации не заметили
С.Николаев

Административные барьеры в строительстве Минрегион проанализировал во внесенном в правительство докладе об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти регионов в 2009 г. (копия есть у «Ведомостей»).

Проблемы возникают как при промышленном, так и при жилищном строительстве. Со дня подписания протокола о результатах аукциона по предоставлению земельного участка до момента получения разрешения на строительство жилья проходит в среднем шесть месяцев, а потом еще 22,4 месяца – до ввода в эксплуатацию, пишет министерство. Ситуация улучшается, но медленно: в 2007 г. было 8,6 и 26,5 месяца соответственно.

При промышленном строительстве (например, заводов) решения о предоставлении земли в аренду приходится ждать 5,6 месяца, разрешения на строительство – еще полгода, 20 месяцев – ввода объекта в эксплуатацию. Самые длительные процедуры на Дальнем Востоке – только на оформление аренды участка уходит более 10 месяцев.

Согласовывать стройку компаниям приходится в среднем с 11 инстанциями. В 2008 г. – с 13, пишет Минрегион, но в некоторых регионах компаниям приходится обойти куда более значительное число ведомств: например, в Москве нужно получить визы 40 инстанций, а в Московской и Тульской областях – 25.

Министерство рекомендует региональным чиновникам снижать административные барьеры: жестко регламентировать сроки выдачи разрешений, принимать и выдавать документы через «одно окно». Без этого строительному сектору будет сложно восстановиться, предупреждает министерство. В 2009 г. площадь земельных участков, на которых возводилось жилье, уменьшилась в полтора раза, отмечает Минрегион. Несмотря на увеличение уровня обеспеченности жильем – с 21,5 кв. м на человека в 2007 г. до 22,4 кв. м в 2009 г., – более 40 млн россиян живут в домах 1947–1970 гг. постройки, а около 35 млн – в неблагоустроенных квартирах.

В Москве еще в 2009 г. принято постановление по снижению административных барьеров в строительстве, рассказывает представитель комплекса по экономической политике и развитию столицы: с двух месяцев до двух недель сокращены сроки выдачи документов, отменены платные согласования и необходимость повторного согласования проекта при его незначительном изменении. Строителям нужно пройти много инстанций, потому что в мегаполисе возведение объекта требует дополнительного решения сложных инфраструктурных проблем, объясняет он. После совещания с основными застройщиками в Тульской области готовится программа по сокращению административных барьеров, говорит представитель губернатора. Представитель правительства Московской области вчера не отвечал на звонки.

Федеральные чиновники обещают помочь строителям. Минэкономразвития и Минрегионразвития уже согласовывают меры, упрощающие получение разрешений на строительство, рассказывает директор департамента Минэкономразвития Сергей Беляков. Появится возможность прохождения негосударственной экспертизы, с 90 до 60 дней сократятся ее сроки, будут введены штрафы за необоснованные отказ или задержку в выдаче разрешения на строительство. Некоторые поправки в нормативные акты будут приняты в этом году, обещает Беляков.

Для строителей лидерство Москвы по административным барьерам не новость, констатируют председатель совета директоров строительной компании Rodex Group Антон Данилов-Данильян и управляющий директор «Алур» Михаил Уринсон. Не чувствуют они снижения административной нагрузки и в других регионах. Вместо старых барьеров появляются новые, например на муниципальном уровне и от естественных монополий, когда идет речь о подключении к инфраструктуре, отмечает Данилов-Данильян. Можно не сокращать число процедур, а четко регламентировать существующие, считает Уринсон: например, до сих пор не ясно, являются ли требования СНиПов обязательными.

В любом случае снижение административных барьеров уменьшит издержки строительных компаний, однако к кардинальному росту строительства не приведет, единодушны Данилов-Данильян и Уринсон. Главными проблемами Данилов-Данильян называет дорогие кредиты и сократившийся спрос.