Гигантские детские магазины в России не приживаются

Гигантские детские магазины в России не приживаются.
Reuters

На территории России работал гигантский специализированный детский универмаг – «Центральный Детский мир» на Лубянке (общая площадь – 54 500 кв. м, торговая – 21 000 кв. м). Он был открыт в 1957 г. С 2008 г. обветшавшее здание закрыто на реконструкцию. По бизнес-плану девелопера «Галс-девелопмент» через 2,5 года здесь может появиться сверхгигант площадью до 74 000 кв. м и проходимостью 50 000 человек в день. Но общественное движение «Архнадзор» требует приостановить работы.

Ритейлеров, продающих товары для детей, будь то игрушки, одежда или предметы гигиены, можно назвать непритязательными пользователями недвижимости. Они практически не строят себе магазинов, а подбирая площадки для торговых точек, не предъявляют особых требований к планировкам, условиям размещения или техническим характеристикам здания. Оптимальный формат для детского магазина в России – 200 кв. м, если речь идет о торговой галерее, и 1500 кв. м – если о супермаркете.

У магазинов большего формата – храмов торговли детскими товарами – в России будущее весьма туманное, несмотря на успешный опыт западных коллег, считают опрошенные «Ведомостями» эксперты.

Недетское лицо бизнеса

По оценкам Росстата, на 2010 г. в России проживало 21,4 млн человек моложе 14 лет – вот она, целевая аудитория. Но ведь потребителями продукции, изначально предназначенной для детей, часто становятся и взрослые. Граждан старше 15 лет в России Росстат насчитал 120,5 млн человек. С большей или меньшей долей уверенности их можно отнести к потенциальным покупателям детских товаров.

Объем российского рынка детских товаров на 2011 г. мог составить $16,5 млрд, из которых на продажи игрушек приходится примерно 16–17%. Потребление в этом сегменте постоянно растет: в ближайшие пять лет объем рынка может увеличиться в 1,5 раза, оценивала Ассоциация индустрии детских товаров.

С другой стороны, несколько детских проектов было остановлено в недавнее время: например, закрылся 4-этажный магазин «Сказка» на Тверской, 9, перестала существовать сеть «Банана-мама» и британская сеть Hamleys прекратила переговоры об открытии первого магазина в России.

Что нужно продавцам

Сеть «Кораблик» (80 торговых точек в Москве и области и ближних к столичному региону городах) сообщает, что размещает магазины в помещениях до 1000 кв. м. Сети супермаркетов товаров для новорожденных и детей дошкольного возраста «Дочки & сыночки» (61 магазин в столице и регионах) требуются помещения до 1800 кв. м; сети «Дети» (59 магазинов в Санкт-Петербурге и столичном регионе) – от 350 до 2500 кв. м. Самый крупный ритейлер детских товаров – сеть «Детский мир» (150 магазинов в России и один в Казахстане) работает в более крупных форматах: супермаркеты площадью от 1500 кв. м и гипермаркеты площадью от 3000 кв. м. Как рассказал Теймураз Шенгелия, заместитель гендиректора по развитию сети «Детский мир», помещения с торговой площадью менее 1000 кв. м не рассматриваются. По его словам, компания предпочитает арендовать помещения, а не владеть ими – собственных объектов торговой недвижимости у «Детского мира» всего три.

Как утверждает коммерческий директор IM Company Андрей Чамкин, магазины детских товаров могут поместиться и на 40 кв. м, однако сажать таких арендаторов владельцам торговых центров неинтересно: они предпочитают иметь дело с супермаркетами площадью 1000–2000 кв. м, закрывающими всю линейку детских товаров. «Эти магазины заполняют собой нишу советских «детских миров», где сразу можно было купить все необходимое», – добавляет он.

Сами арендаторы, по словам Дмитрия Меринова, старшего консультанта компании «Магазин магазинов» в ассоциации с CBRE», каких-то особенных требований не предъявляют. Чаще всего площадь магазина детских товаров составляет от 100 до 200 кв. м, ничего, кроме собственно товаров, уже не поместится, да и длительное удержание посетителей не является целью торговцев. «Конечно, лучше всего сажать таких арендаторов рядом с зоной развлечения или фудкортом, но это необязательное условие, – добавляет Андрей Чамкин. – Например, в ТЦ «Армада» в Воронеже детский ритейлер располагается рядом с «М.видео».

За аренду помещений продавцы детских товаров платят столько же, сколько операторы непродовольственного сегмента. Крупноформатные магазины (от 800 до 2000 кв. м) рассчитывают на ставки $300–500 за 1 кв. м в год, говорит Ольга Збруева, руководитель департамента по работе с клиентами компании Astera в альянсе с BNP Paribas Real Estate. Для магазинов среднего формата (300–500 кв. м) базовая ставка – $400–900, сетевые ритейлеры, развивающиеся в формате торговой галереи, используют площади 120–150 кв. м для собственных магазинов и 90–120 кв. м для партнеров – франчайзи (по ставке $1200 за 1 кв. м в год).

Миры других масштабов

Найти в российских магазинах для детей что-то подобное увиденному на Западе и задержаться в магазине подольше мечтают многие посетители. «В Disney Store на Таймс-сквер работает Muppet shop, где из деталей создают личного маппета. В мастерской Doll Hospital в фирменном магазине кукольной марки American Girl можно заменить кукле волосы, глаза, платья, голову», – рассказывает писательница и колумнист Линор Горалик. «В свое время я был в восторге от мастерской Build-a-bear. Эта концепция родом из США. Ты сам выбираешь мягкую игрушку, которую хочешь сделать, материал, наполнитель и другие аксессуары, но самое главное – сердце, которое ты обязательно должен погреть в руках и «зародить в нем жизнь». Самый отчаянный циник проникнется, а дети просто млеют. Жаль, что такого магазина в Москве больше нет», – делится исполнительный директор «Магазина магазинов» Дмитрий Бурлов.

Линор Горалик вспоминает, что в то время, когда она оказалась в лондонском универмаге для детей Hamleys, там проводилось одновременно девять развлекательных мероприятий для маленьких и взрослых, а в нью-йоркском Toys’R’Us – 14. Литературный критик Ксения Молдавская приводит в пример лондонский музей детства Bethal Green, где с большим вниманием отнеслись к интересам мальчиков и отцов, представив коллекции «мальчиковых» игрушек, объединяющих поколения: например, фигурок из фантастических сериалов «Звездный путь» или «Доктор Кто».

Такие задумки трудно реализовать на тех площадях, которыми обычно оперируют российские детские ритейлеры. Крупнейшие детские магазины мира располагают гораздо большими площадками, делая ставку не только на сетевое развитие, но и на раскрутку флагманских центров. У лондонского универмага Hamleys он занимает 5000 кв. м в историческом здании на Риджент-стрит. Главный магазин марки Toys’R’Us на нью-йоркской Таймс-сквер – более 10 000 кв. м.